ЖИЗНЬ ИСТОРИЯ

«Репрессий не было»: в России растет запрос на новый сталинизм

© Коллаж/Снег.TV

Комиссия по топонимике администрации Твери рассмотрела представление прокуратуры с требованием демонтировать с корпусов Тверского медуниверситета мемориальные таблички с упоминанием расстрела в 1940 г.

Такие таблички размещены во внутренних помещениях ТМУ, где перед войной размещалось областное НКВД.

В 1940 году НКВД расстреляло в Калинине более 6000 поляков, взятых в плен Красной Армией после раздела Польши с нацистской Германией в сентябре 1939.

Основанием для представления тверской прокуратуры является якобы недоказанность факта расстрела.

Тени гонятся за тенью

Но в любом случае тверская инициватива – только частный случай явления, которое можно назвать ползучей ресталинизацией: попытками нынешних российских властей вымарать из истории всё, что не укладывается в их нынешнюю концепцию “охранительного патриотизма”.

С каждым годом “тени прошлого” все заметнее пытаются восстать из своих исторических могил, подтверждает директор Мемориального центра истории политических репрессий “Пермь-36” Татьяна Курсина.

Когда наш музей только создавался, мы ощущали поддержку как со стороны пермяков, так и со стороны местных властей, будь то на региональном или городских уровнях. Представители администраций даже участвовали в мероприятиях памяти жертв репрессий, – рассказала она СНЕГ.TV.

Но примерно через 20 лет после создания музея (и перехода его из статуса частного в разряд государственных) все сильнее стало возникать ощущение, что представители власти стараются сторониться всего, что касается сталинского периода истории и вообще темы политических репрессий.

Для местных властей вообще ведь характерно стремление держать ухо востро и стараться предугадывать веяния, идущие сверху. Иногда даже если такие веяния официально не озвучиваются, но опытные чиновники умеют “читать по губам”. Я думаю, что инициатива тверской прокуратуры как раз из этой категории, – полагает Курсина.

Директор музея добавляет, что не только в Перми, но и повсюду в России “ухо востро” держат далеко не только чиновники, но и представители многих общественных организаций.

Мы ведь все громче слышим голоса “простых граждан” в поддержку сооружения памятников Сталину. Но если какое-то количество “стихийных сталинистов” в стране было всегда, то сейчас такие голоса раздаются со все более высокого уровня. Умеющие подстраиваться под политическую конъюнктуру граждане хорошо ощущают, в какую сторону дует ветер, – говорит историк.

Памятники Иосифу Джугашвили сейчас установлены в десятках городов России, почти везде — на частных территориях. Их массовый прирост начался в 2010-х годах.

Потерянное поколение

В марте 2018 года сенатор Людмила Нарусова предложила законопроект, приравнивающий сталинизм к нацизму. Однако дальше благих намерений у нее дело на этот раз не дошло.

Дело-то, собственно, не в Сталине, а в том, что люди сравнивают то, какой была жизнь тогда (предположительно-мифологически), и какова она сейчас (реально), говорит гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков

Люди сравнивают период, когда СССР был на пике своей мощи, когда с ним считались во всем мире, с нынешним периодом в жизни нашей страны. Что люди видят вокруг себя сегодня? Коррупцию, потерю Союза, потерю престижа страны в мире. Эта потеря все больше осознаётся, — сказал он.

“Ползучая реабилитация” сталинизма отвечает национальным интересам России в том виде, в каком ее видят нынешние власти страны, уверен генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.

Осуждение сталинизма автоматически означает сдачу позиций России на международной арене в таких областях, как положение русскоязычных жителей бывших советских республик; признание того, что Прибалтика была оккупирована Советским Союзом и так далее, — сказал он.

Признание тождества сталинизма и нацизма для России будет иметь такие же катастрофические последствия, как собственно распад СССР, подчеркивает историк.

Невозможно разорвать историю нашей страны на сталинский период, послесталинский период и т. д. — наша история неразрывна. Никто не отрицает, что преступления сталинизма имели место: не кто иной, как наш президент, открывал памятник жертвам политических репрессий. Но уравнивать преступления нацизма с преступлениями сталинизма — оскорбительно для многих наших граждан, поскольку их предки сами в них участвовали, — настаивает Дюков.

2 комментария

Комментировать

  • Хвааатит уже про сталинизм. Надоело до чертиков. Придумали, чтоб опорочить великую страну и ее великую победу. Также как и везде и всегда сидели в тюрьмах воры, убийцы, казнокрады, вредители и предатели. Всех под одну гребенку записали в мученики режима. Подняли на знамя войны с нашей страной. Удалось, развалили. Вот их бы всех туда и засунуть за то преступление, которое они совершили над нашей страной и народом. Гаденыши.

  • Германский нацизм основывался на расовом превосходстве. Во-вторых ставил своей целью истребление умственно, как им казалось, неполноценных народов. Только двух этих моментов достаточно, чтобы не отождествлять нацизм и сталинизм, как бы при этом кто не относился к Сталину. Фигура, конечно, та ещё. Не понимать этого могут только действительно умственно неполноценные индивиды.