ГОРОД ЖИЗНЬ

Золотая плитка, платиновые бордюры: почему «благоустройство» Москвы не закончится никогда

© Коллаж/Снег.TV

Более 107 млрд рублей выделит бюджет Москвы на работы по благоустройству в 2020 -2022 годах.

Это рекордная сумма за все время исполнения программы “Моя улица”, стартовавшей в 2015 году.

Со всеми сопутствующими затратами на благоустройство за три года планируется потратить 312,7 млрд руб.

Изначально «Моя улица» была рассчитана до 2018 года, однако в 2017 году вице-мэр Петр Бирюков заявил, что программа не закончится никогда.

Однако москвичи все эти годы испытывают от усилий мэрии по благоустройству города не только восторги, но и раздражение. Негативные эмоции вызывает, прежде всего, ощущение, что ремонт никогда не прекращается, и что благоустройство осуществляется ради самого процесса.

Особенно бесит москвичей круглогодичная, никогда не прекращающаяся замена новых тротуаров и бордюров на еще более новые. Жители города давно иллюзий не питают, и видят в подобном “благоустройстве” лишь банальное “освоение” бюджетных средств. Гости же столицы лишний раз подтверждают для себя извечную аксиому, что Москва “бесится с жиру”.

От “Моей улицы” косвенно страдают и столичные бизнесы, поскольку перерытые подходы к магазинам и кафе снижают приток посетителей.

Не видят своего счастья

Впрочем, все те, кто имеет к “благоустройству” (и его бюджетам) хотя бы самое маломальское отношение, смотрят на проблему иначе. Любые жалобы на программу “Моя улица” происходят из-за недальновидности тех, кто жалуется и их неспособности мыслить масштабно, уверен управляющий партнер архитектурного бюро “План Б” Сергей Фомин.

Когда некоторые люди критикуют программу благоустройства Москвы, они рассуждают с обывательских позиций. Да, работы вызывают временные трудности, но ведь никакую операцию нельзя провести, не разрезав ткани. А в Москве за предыдущие десятилетия накопилось столько проблем с городской средой, что решить их все за один сезон не получится ни при каком финансировании, – сказал он СНЕГ.TV.

По мнению Фомина, программа “Моя улица” – это воплощение всего самого прогрессивного, что есть в урбанистике не только России, но и всего мира.

Это счастье, что наш город может себе позволить выделить необходимые на благоустройство городской среды деньги. Регионы такие расходы не потянут. Москвичам надо радоваться, что благоустройство их города находится в руках профессионалов. Да и бизнес, который жалуется на падение прибыли из-за перекопанных улиц, уже через год выходит в плюс, когда хорошеют окрестности, – говорит Фомин.

Однако ключевое слово, которое употребил архитектор – “временные трудности” – как раз и вызывает у москвичей наибольшие вопросы, поскольку как минимум в центре города ремонтные работы ведутся постоянно много лет.

Но это может быть виной не городских властей, а всей системы финансового учета и контроля, существующего в России, настаивает эксперт.

Не исключено, что замена элементов городской среды там, где она не необходима, вызвана тем, что городу надо успеть освоить выделенные средства к концу периода. Но иначе руководителям влетит по шапке, и на будущий год им выделят меньше денег. Поэтому, возможно, и перекладывают плитку ежегодно, – высказывает версию причин “перманентного ремонта” Фомин.

Ошибки или преступления?

Неудобства, которые вызывают работы по благоустройству городской среды, всегда связаны только с двумя вещами: просчетами в стратегическом планировании и возможно, действиями коррумпированных чиновников, говорит урбанист из НИУ ВШЭ Виктория Мальцева.

Когда на каком-то участке сперва кладут асфальт, затем его вскапывают, чтобы проложить трубы, а затем снова кладут асфальт, то это либо несогласованность действий подрядчиков, либо сознательное стремление дважды получить оплату за одну и ту же работу, – предположила она в разговоре со СНЕГ.TV.

Город, конечно же, невозможно благоустроить один раз и навсегда, потому что любая инфраструктура постепенно изнашивается физически и устаревает морально.

Однако, подчеркивает Мальцева, грамотные планировщики строят работу так, чтобы однажды завершенный объект не требовал капитального ремонта в течение достаточно длительного времени (и чтобы жители возле этого объекта не ощущали себя живущими на вечной стройке).

Максимум, что потребуется при грамотном планировании – это текущие работы по обслуживанию объекта: ликвидация действий вандалов, уборка и прочие мелкие работы. А перекладывание труб или плитки каждые год вызывает вопросы, которыми, возможно, должны заниматься не урбанисты, а сотрудники прокуратуры, – говорит эксперт.

1 комментарий

Комментировать

  • Кроме плитки ещё есть тополя, которые быстро вымахивают снова после подрезки. А там нужны ещё и автовышки “мехрука”. Это уже можно назвать “рубить зелень” в буквальном и переносном смысле.