ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Бандитский Петербург 2.0», или Почему Беглов не Собянин

© Коллаж/Снег.TV

Если бы столичные власти со своими полицейскими ухватками не превратили бы кампанию по выборам в Мосгордуму в манифестацию протеста, то Санкт-Петербург имел бы все шансы стать  «гвоздем сезона» – то есть самым ярким событием осенней кампании. Разумеется, речь не о губернаторских выборах: на этой поляне пригожинские тролли с присланными на усиление  московскими  политологами зачистили все так, что торчать остался один Беглов со своей лопатой. Зато муниципальная кампания превратилась в сплошную феерию: избирательные комиссии прятались от кандидатов, запирались от них на засов, путали следы и документы, а в довершение всего занялись мучительным пересчетом  голосов в тех округах, где  оппозиция получала больше всего мест в муниципальных собраниях.

Бардак в городе на Неве

Итоги выборов избиркомы не могли подвести несколько дней, жалуется лидер «Яблока» Эмилия Слабунова. Во Владимирском округе победа «Яблока» была утверждена только после народного схода. В Литейном округе избирком саботировал подведение итогов выборов четыре дня. Все это время кандидаты партии и наблюдатели буквально ночевали у дверей администрации района и избиркомов, не давая украсть свою победу.

На Васильевском острове в двух муниципалитетах устроили ручной пересчет голосов на участках, где стояли КОИБы, рассказывает  депутат городского  законодательного собрания  Борис Вишневский. До последнего времени сканеры бюллетеней – «умные урны» – считались наиболее эффективной гарантией от подтасовок при подсчете голосов. Однако тут вдруг в избиркомах засомневались. И действительно,  после ручного  пересчета у единороссов голосов добавилось, у оппозиции — убавилось. В итоге в округе № 7 «Яблоко» потеряло один  мандат, в округе Остров Декабристов – два.

Избирательная комиссия муниципального образования Смольнинское — та просто исчезла до утверждения итогов выборов (еще бы: 16 из 20 мандатов в округе достались оппозиционным кандидатам и только четыре — представителям «Единой России»). Искали вместе с  ЦИКом – насилу отыскали к концу недели.

«Хитрые» выборы

В результате в Москве Сергей Собянин уже провел парад победы  (ну, чтобы никто не сомневался: в Москве подлинным носителем суверенитета и источником власти является ГБУ «Жилищник»), а в Санкт-Петербурге все еще считали и пересчитывали, заставив наблюдателей заговорить о «бандитском кандидатском Петербурге». 

Но, даже с учетом всех этих ухищрений результат впечатляет: Если в 2014 году «Единая Россия» (включая кандидатов, идущих самовыдвиженцами, получила 1400 из 1525 мандатов, то пять лет спустя расклад выглядит совсем по другому: по данным соратника Навального Леонида Волкова (курирует проект  «умное голосование»), из 1560 мандатов «Единая Россия» получила 959. То есть более трети (601 мандат) достались более или менее оппозиционным кандидатам, и 366 из них были поддержаны умным голосованием.  Судя по всему, оппозиция может получить большинство сразу в нескольких муниципалитетах Санкт-Петербурга.

А вот тут стоит вспомнить, что в Москве все тоже с малого начиналось: на муниципальтных выборах 2017 года оппозиция получила большинство  в ряде районов и в еще нескольких –   значительную долю депутатских кресел. Илья Яшин стал главой красносельского округа, Елена Русакова возглавила Гагаринский. Известны в своих районах муниципальные депутаты Константин Янкаускас и Юлия Галямина — то есть в городе появились люди, которых достаточно хорошо знают, которые могут претендовать на статус городских политиков — и при этом, в отличие от так называемой «системной» оппозиции,  не обязаны соблюдать разного рода неофициальные договоенности. 

И в 2019 г. внезапно выяснилось, что  задвинуть этих людей на задний план не так просто — решение об отказе в регистрации независимым кандщидатам вызвало раздражение у значительного количества людей, причем (и это немаловажно) — активных людей. В результате, хотя независимых кандидатов и не пустили на выборы, накопившееся раздражение нашло выход в «умном голосовании»:  Мосгордума стала втрое оппозиционнее. А впереди еще выборы в Госдуму…

Московский сценарий?

У Санкт-Петербурга есть все шансы повторить московский опыт: выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга пройдут в 2021 году, и прошедшие муниципальные выборы рассматриваются всеми акторами как первый этап будущей кампании. При этом следует помнить, что московское хозяйство действующий мэр столицы Сергей Собянин получил от своего предшественникам Юрия Лужкова в очень хорошем состоянии: публичная политика здесь практически отсутствует. Муниципалитеты маленькие и не имеют почти никаких полномочий, реальная власть сосредоточена в префектурах, глав которых назначает мэр. Эти же префектуры формируют избирательные комиссии и по сути организуют выборы.

В  Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, единоначалие отсутствует,  избирательные комиссии контролируются муниципалитетами,  которые находятся под влиянием  различных местных элитных группировок — отсюда такой разнобой в стратегии и тактике при подведении итогов.

И это  сильно осложняет позицию Беглова как губернатора, которому предстоит контролировать электоральный процесс на выборах 2021 года, и не только региональных — там, как мы помним, еще и выборы в Госдуму…

Теги