ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Оппозиция «взяла Москву»: Навальный победил на выборах, в которых не участвовал

Коллаж/Снег.TV

Теперь доказано: протестное голосование действительно может быть умным. Партия власти теряет Москву. Конечно, для того, чтобы это произошло, ей пришлось хорошенько постараться: сначала не допустить независимых кандидатов на выборы, потом отправить их за решетку, устроить «месилово» на столичных улицах, и в качестве вишенки на торте – старательно  «сушить» явку на фоне мобилизационной активности оппозиции. По сути, мэрия ухитрилась допустить все политтехнологические ошибки, какие только можно было допустить, и даже более того. В изначально стабильной ситуации, сделать это было не просто, но при поддержке Росгвардии и московских судов  столичные власти справились. Самое смешное, что потерять доминирующие позиции московским властям удалось всего лишь при явке в 21,5%. В мэрии опасались, что явка поднимется до 30%, но даже без этого результат оказался для нее проблематичным.

Ошеломляющая победа

Официально итоги голосования на выборах в Мосгордуму еще не подведены и, судя по многочисленным сигналам с мест, тут произойдет заминка: в избиркомах явно пытаются сделать хоть что-то, чтобы минимизировать победу оппозиции и ввод всего массива  протоколов в систему ГАС «Выборы» во многих округах задерживается. Но, судя по предварительным данным, эта победа выглядит просто сокрушительной: представители партий КПРФ, «Справедливая Россия» и «Яблоко», по предварительным данным, лидируют в  20 избирательных округах из 45.  Лидер московских единороссов, депутат Мосгордумы Андрей Метельский проигрывает в 15-м округе коммунисту Сергею Севостьянову. Проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара — эсеру  Магомету Яндиеву (то есть на самом деле, конечно, снятому с выборов независимому кандидату Илье Яшину).

В Мосгордуму (опять же, по предварительным данным) проходят все кандидаты от «Яблока», допущенные на выборы – Сергей Митрохин, Евгений Бунимович, Максим Круглов и Дарья Беседина.

У КПРФ очевиден успех тех кандидатов, которые были поддержаны «умным голосованием» (в их числе действующие депутаты Леонид Зюганов, Николай Зубрилин и Елена Шувалова, а также Павел Тарасов, который выиграл в округе на юго-востоке столицы)  и провал в эти списки не попавших  — как, например,  лидер списка КПРФ на этих выборах и неофициальный «кошелек» партии Владимир Кумин, уступивший специально «расчищенный» под него округ яблочнице Дарье Бесединой.

Небольшая фракция в Мосгордуме появится у «Справедливой России»: по предварительным данным, туда проходят арбитр ФИДЕ Игорь Глек, Михаил Тимонов и Александр Соловьев, который вообще-то шел в качестве спойлера кандидата из команды Гудкова Александра Соловьева. Последнего на выборы не пустили и «другой Соловьев» в активной работе с избирателем замечен не был. Но оппозиционеры решили, что  «Соловьев так Соловьев», и, что называется, «получите, распишитесь».

«Умное голосование» сработало

Понятно, что о потере Единой Россией фактического большинства в Мосгордуме речи пока не идет. Значительное количество кандидатов от парламентских партий вполне договороспособны и лояльны по отношению к московским властям, благодаря чему и были вообще зарегистрированы. Однако сам прецедент говорит о многом: традиционная схема — сушить явку и делать ставку на привод  административно зависимого избирателя, дает сбой.

И тут ведь вот что интересно: при явке в 21,5% (показатель остался практически неизменным с 2014 г, когда явка составила 21,04%) не приходится говорить о резком численном росте протестного голосования, которое позволило бы нивелировать административный привод. Скорее сыграла свою роль предельная поляризация электората: голосовали либо избиратели «Единой России» (по убеждению, или разнорядке),  либо отъявленные оппозиционеры. И вот тут эффект «умного голосования» оказался решающим, поскольку позволил не распылять протестные голоса.

Не стоит также исключать вариант, подразумевающий, что «фигу в кармане» принесли также административно организованные избиратели — в конце концов, по мере углубления экономического кризиса у них все меньше поводов любить существующую власть.

В ожидании 2021-го

И  вот тут возникает закономерный вопрос: а как Собянин и его команда в 2021 году собираются проводить выборы в Госдуму? Неудачная попытка «Единой России» сыграть в прятки с избирателем (напомним, что все ее кандидаты пошли на эти выборы в качестве самовыдвиженцев) ставит под сомнение как ее существование в качестве основного приводного ремня действующей власти, так и перспективы создания новых провластных проектов.

В теории, идеально проблему решает так называемое «электронное голосование», за которое на протяжении всей предвыборной кампании упорно топил главный общественный наблюдатель за московскими выборами Алексей Венедитктов. Это тот случай, когда избиратель на участках вообще не появляется, рисуй за него что хочешь.   Но вот незадача: в спешном порядке сверстанная к московским выборам система (пока она в порядке эксперимента была задействована в трех округах) все время зависала и сбоила. Не удивительно, если вспомнить, что из четырех предварительных тестов она  только два прошла без явных проблем. Впрочем, к выборам в Госдуму электронное голосование  как раз и «допилят»: технологии  решают там, где политтехнологи бессильны.

2 комментария

Комментировать