ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ЖИЗНЬ

Как срывается обмен пленными между Украиной и Россией

© Коллаж/Снег.TV

Экс-начальник противовоздушной обороны ДНР, оператор ЗРК “Бук” (по данным издания Insider), из которого был в 2014 году сбит малайзийский “Боинг” Владимир Цемах признан Россией военнопленным, которого Украина должна включить в “обменный список”.

Российская сторона поставила условие: без Цемаха обмен не состоится, утверждает Insider со ссылкой на свои источники.

Удивление вызывает тот факт, что сам Владимир Цемах – гражданин Украины и никогда не имел российского гражданства. По данным Bellingcat, в июне он в пьяном виде был вывезен сотрудниками СБУ из города Снежное на территории ЛДНР.

Цемах является ключевым подозреваемым по делу о «Боинге»: он командовал ПВО в Снежном в июле-августе 2014 года, когда был сбит самолет, и лично прятал «Бук» после инцидента (это, в свою очередь, утверждение организации Bellingcat).

Это совершенно нормальная международная практика, когда одна страна требует вернуть ей гражданина другой страны, напоминает первый вице-президент Академии Геополитических Проблем Константин Сивков.

Если какой-то человек совершил что-либо в интересах какой-либо страны, в данном случае – России, то для России не важно, какое у него гражданство. Для России важно вытащить этого человека из тюрьмы, в которой он находится в этой стране, – сказал СНЕГ.TV Сивков.

Москва проводила такие обмены еще со времен “холодной войны”, когда выменивали, например, лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана на советского диссидента Владимира Буковского в 1976 году. Было и множество “профессиональных” обменов, когда стороны возвращали друг другу разоблаченных шпионов/разведчиков.

Обмен пленными регламентируется Женевскими конвенциями от 1929 и 1949 гг.

На конкретно российско-украинском направлении, 25 мая 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании украинской лётчицы Надежды Савченко, а президент Украины Пётр Порошенко удовлетворил прошения о помиловании офицеров российского ГРУ Евгения Ерофеева и Александра Александрова. 

Требование Москвы включить в обменный список Владимира Цемаха ни в коей степени не является признанием того, что именно он запускал с “Бука” ракету, сбившую малайзийский лайнер, уверен Сивков.

Такие выводы меня просто убивают, настолько они бессмысленные. Меня вообще поражает, что российские СМИ дружно начали обмусоливать эту тему, не обращая внимания на то, что вчера американцы бабахнули ракетами по Сирии, – возмущается он.

С тем, что требование Москвы передать ей Цемаха никак не означает признание ответственности за уничтожение гражданского лайнера, согласен и Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

Утверждение, что Цемах служил на ЗРК, которая выпустила ракету по МН-17 с территории, подконтрольной сепаратистам Донбасса – это утверждение украинской стороны. Иначе почему бы он сейчас сидел в украинской тюрьме? Речь ведь идет не об обмене людей по принципу их боевых заслуг – или военных преступлений, с какой стороны смотреть. Украина собирается менять своего гражданина Цемаха на своего же гражданина Олега Сенцова, – сказал он СНЕГ.TV.

Если же смотреть на предполагаемые обмены с российской стороны, то здесь тоже возникает множество юридических неувязок. Ведь, говорит эксперт, Россия по закону не может выдавать своих граждан, даже если они совершили преступление против ее интересов в пользу той страны, которая требует их обмена.

Есть сведения, что тот же Олег Сенцов помимо украинского имеет еще и российский паспорт. Как Москва выйдет из этой коллизии, пока непонятно – если только не закроет глаза на этот факт и сделает вид, что Сенцов – гражданин исключительно Украины, – размышляет Ищенко.

Он поэтому предлагает не принимать не веру сообщения Insider, тем более, что само это издание не раскрывает источник своей информации.

Впрочем, и Bellingcat не утверждает, что Цемах лично запускал зенитную ракету по малайзийскому самолету. “Он, как минимум, является важным свидетелем этих событий”, – компромиссно заявляет этот портал.