ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Почему рост производства в России не радует экономистов

© Коллаж/Снег.TV

Промышленное производство в России вырос в июне сразу на 3,3%, однако этот резкий скачок, на удивление, не вызвал восторженных комментариев со стороны властей о том, как успешно отечественная экономика адаптировалась к новым реалиям.

Никто иной как представитель Росстата Павел Смелов достаточно трезво объяснил, что ускоренный рост промышленности – обычное явление в начале второго полугодия, и в 2018 году наблюдалось то же самое.

По его словам, июньский рост связан не с развитием промышленности, а с разницей в количестве рабочего времени между маем (где целую неделю составляют выходные дни) и июнем (где “внеплановый” выходной только один – 12 июня).

Если же “раскидать” выходные поровну на полгода, то рост производства не превысил 2,6% (тоже, впрочем, хлеб).

По объективным данным, в российской экономике в самом деле не происходит ничего экстраординарного ни в ту, ни в другую сторону, и это хорошо, считает ректор учебного центра «Финам» Алексей Соколов.

Посмотрите не на отчеты, а просто вокруг себя. Повсюду строится жилье, прокладывается метро, благоустраиваются города. Оборонный комплекс растет невиданными темпами. А за эту работу государство платит работникам зарплату, тем самым смазывая шестеренки экономического механизма, не давая ему совсем остановиться. И во всех вышеперечисленных секторах полностью используется внутренний ресурс, — объясняет Соколов.

Проверить, насколько приведенные статистиками цифры соответствуют реальности, в современной экономике можно двумя основными способами, сказал СНЕГ.TV вице-президент “Деловой России” Николай Остарков.

Можно опросить руководителей промпредприятий в надежде, что у них нет необходимости завышать цифры. А можно посмотреть на данные по кредитованию этих же предприятий,– говорит он.

Любой рост производства в современной экономике (то есть примерно с 1960-х годов) невозможен без роста кредитования, потому что приблизительно в это время прекратила действовать формула классической политэкономии, когда рост производства автоматически вел к снижению отпускных цен на товары.

Сегодня предприятие просто не может снижать цены независимо от объема производства – оно скорее остановит выпуск товара, чем решится переписать ценники вниз. Поэтому непрерывное перекредитование – это точнейший показатель состояния производства. Если выдача кредитов растет – значит, растет производство. Если выдача кредитов тормозиться – значит, падает и производство,– объясняет Остарков.

Однако такой рост экономики никак не ощущаются потребителем в плане роста его покупательной способности. Оттого, что в стране проложено больше линий метро, благоустроено больше парков, куплено больше Bentley или выпущено больше пушек, цены на масло никак не снижаются.