ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Россия нон-грата: повезло ли россиянам с паспортом

© Коллаж/Снег.TV

Российский паспорт занял 51-е место в рейтинге паспортов, составленном по принципу числа стран, в которые их обладатели могут въезжать без визовых формальностей.

По данным компании Henley & Partners, за минувший квартал таких стран стало для россиян на три меньше (Сирия, Джибути и Бенин). Причем свои позиции в этом списке Россия теряет не первый год.

Сейчас россияне могут посещать без визы 116 стран, против 118 тремя месяцами ранее и 120 — на конец 2018 года.

Вряд ли утеря безвизовых Сирии, Джибути и Бенина кого-то из российских путешественников сильно расстроит (как и добавление в список безвизовых Суринама).

В любом случае, паспорт РФ намного привлекательнее паспорта Афганистана (последнее место в рейтинге – позволяет посещать без виз лишь 25 стран), но не идет ни в какое сравнение с паспортами Японии, Южной Кореи и Сингапура, лидерами рейтинга.

Радоваться или огорчаться по поводу места твоего паспорта в этом рейтинге особых причин нет, потому что визовые режимы сами по себе представляют собой анахронизм, говорит директор Евразийской сети политических исследований Виталий Меркушев.

Визы и паспорта вообще в современном мире остались как наследие периода холодной войны. Сейчас все перемещения граждан между странами отслеживаются и контролируются электронно, и эти инструменты контроля намного эффективнее, чем визы, будь они бумажные или электронные же, – сказал он СНЕГ.TV.

Кроме того, Россия строго придерживается принципа взаимности в визовом вопросе. То есть если Сирия решила больше не пускать россиян без виз, то и сирийцы автоматически лишаются такой привелегии.

Россия в этом смысле ведет себя намного принципиальнее ряда стран, которые отменяют въездные визы в одностороннем порядке, исключительно в надежде на взаимность или в качестве демонстрации доброй воли.

Например, страны Восточной Европы, Украина, Грузия не требуют виз у граждан США и Канады, но поляки, украинцы и грузины для посещения Северной Америки должны получать визы.

Сейчас визовые режимы – это почти исключительно политический инструмент, демонстрация дружественного или недружественного отношения между конкретными странами. Функции де контроля над иммиграционными потоками или антитеррористическую функцию традиционные визы утратили, видимо, навсегда, – говорит Меркушев.

Что традиционный визовый режим в самом деле доживает свой век, видно из нововведений, которые тестируют страны Шенгенской зоны – гораздо более интересные для россиян, чем Джибути или Суринам.

Потому что традиционный пограничный контроль не решает задач, которые на него веками возлагались – предотвратить въезд в страну персон, по тем или иным причинам объявленным нон-грата, говорит глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов.

Все такие меры — сверка документов с базами данных криминальной полиции, антитеррористических и миграционных служб, информация о видах на жительство неевропейских граждан и прочее — касаются только тех лиц, кто хочет проникнуть в ЕС через пункты пропуска, то есть так или иначе легально. Но такие лица и так не причиняют особой головной боли для европейцев. Главная проблема — те мигранты, которые высаживаются с лодок на пляжи Греции или Италии, – указывает он.

Московский путешественник Валерий Шанин, например, сделал безвизовые путешествия смыслом своей жизни.

Он совершал несколько кругосветных путешествий в рамках придуманной им программы “Мир без виз” и утверждает, что самые интересные места находятся как раз в тех странах, куда россиянам визы не нужны.

Теги