ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Взлет и падение Павла Грудинина: есть ли будущее у бывшего соперника Путина

© Коллаж/Снег.TV

Для экс-кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина избирательная кампания, в которую он вступил полтора года назад, никак не закончится. И грозит обернуться полным финансовым  крахом. После того как Грудинин занял второе место на выборах главы государства (за него проголосовали 11,75% избирателей), он практически не вылезает из судов: бывшие акционеры совхоза оспаривают заключенные им сделки, а стартовавший сразу после выборов бракоразводный процесс завершился тем, что бывшая жена отсудила у Грудинина две трети совместно нажитого имущества.   

Неординарное (обычно имущество супругов делят пополам) решение Видновского городского суда до сих пор не опубликовано, и об итогах процесса мы знаем лишь со слов адвокатов. Однако с большой долей вероятности из него следует, что Грудинин теряет контроль над своим основным активом — ЗАО «Совхоз им. Ленина», которое он сам называет «территорией социального оптимизма», а его сторонники — оазисом социализма в капиталистических джунглях.

Как при социализме

грудинин клубника
© youtube.com

Еще бы не оазис: средняя зарплата трехсот с небольшим сотрудников, которые одновременно являются акционерами предприятия, — 78 000 рублей, есть возможность получения бесплатного жилья, своя школа, построенная по финской технологии, и детский сад, бесплатные библиотека и спортзал, — все это звучит как сказка и бередит души россиян, ностальгирующих по СССР. Ну или тому, что им преподнесли под этим брендом. Именно идиллия в совхозе им. Ленина стала «визитной карточкой» кандидата Грудинина: смог обустроить свой совхоз — сможет и всю страну привести в порядок, обещали его предвыборные ролики.  

Злые языки, впрочем, утверждают, что весь социализм — для отвода глаз, а основной доход предприятие получает от продажи коммерческой недвижимости: на бывших землях совхоза разместились торговые центры «Твой Дом», «Вегас», «Леруа Мерлен» и «Икеа», да и сам совхоз активно застраивает принадлежащие ему земли. 

Грудинин этого не отрицает. Все равно участки рядом с кольцевой автодорогой и Каширским шоссе практически невозможно  использовать для сельскохозяйственного производства из-за большого количества тяжелых  металлов, объяснял сам экс-кандидат в президенты. Кроме того, возражают сторонники Грудинина, вырученные средства направляются не на шикарную жизнь, а на решение социальных проблем и развитие предприятия. Которое, между прочим, дает примерно третью часть всей клубники, производимой российскими агропредприятиями. В совхозе также растят овощи, рассаду, саженцы, оборудовали цех по розливу артезианской воды, а с 2017 года обзавелись собственной роботизированной молочной фермой голландского образца с системой добровольного доения. Роботы-дояры обошлись хозяйству в 1,5 млн евро, а вот корма практически полностью свои. И буренки доятся считай что сами. Одним словом, хозяйство производит впечатление процветающего, — в отличие от бывших когда-то соседями совхозов и колхозов, давно павших жертвой тотальной урбанизации.

Получается, в одном отдельно взятом совхозе Грудинину удалось сделать то, что так и не получилось у Путина в государственном  масштабе: рационально использовать «золотой дождь», волей случая пролившийся на подопечное хозяйство, заложив надежный фундамент для дальнейшего безбедного существования и не отказываясь при этом от социальных обязательств. На фоне общего системного кризиса это проявилось особенно выпукло — что, видимо, и дало повод для сравнений не в пользу главного кандидата. В результате из безобидного спойлера кандидат от КПРФ совершенно неожиданным для Кремля образом превратился в серьезное препятствие на пути к безоговорочной победе ныне действующего главы государства. 

«Мочить в сортире»

грудинин выборы
© wikipedia.org

В ходе президентской кампании на Грудинина обрушилась вся мощь государственной пропаганды: у него находили иностранные счета и недвижимость за границей, обвиняли в обмане пайщиков. По данным «Медиалогии», с 4 декабря 2017 года по 25 января 2018 года Грудинин занимал четвертое место по упоминанию на федеральных телеканалах среди кандидатов и при этом первое место по количеству тех, которые были негативными. Результат не заставил себя долго ждать: согласно выкладкам ФОМ, за две недели января рейтинг доверия к Грудинину снизился почти на четверть: с 15% до 11%.

А ведь, казалось, ничто не предвещало такого финала. Процесс регистрации кандидата в президенты от КПРФ прошел гладко, хотя не без странностей: по ЦИКу его чуть ли не за ручку водил лидер компартии Геннадий Зюганов, все время оказывавшийся на первом плане перед камерами, — как будто до конца не был уверен, что его протеже справится.

Действительно, новоявленный кандидат выглядел игроком скорее  регионального масштаба. Хотя в политике Грудинин с 1997 года, до сих пор вся его карьера так или иначе связана с родным совхозом, где трудились еще его родители и куда сам будущий директор в 1982 году пришел из института работать инженером-механиком.

Грудинин трижды избирался в Мособлдуму — сначала как одномандатник, потом от «Единой России». В 2000 году на выборах президента он даже вошел в число доверенных лиц Владимира Путина (и тогда же получил официальную благодарность от главы государства). Его пути с «Единой Россией» окончательно разошлись в 2010 году, незадолго до ухода с поста губернатора области Бориса Громова, с которым у Грудинина сложились очень хорошие отношения. Главной причиной разрыва стал предвыборный конфликт с единороссами: Грудинин выставил свою кандидатуру на пост главы Ленинского района, хотя партия выдвинула другого кандидата. Разумеется, самовыдвиженцу тогда отказали в регистрации кандидатом, якобы из-за брака в подписных листах.

В итоге на выборы в Мособлдуму в 2011-м беспартийный Грудинин пошел уже по списку КПРФ. Но и на эти выборы его не пустили: на сей раз поводом стало интервью журналу «Русский репортер», в котором Мособлсуд усмотрел признаки экстремизма. Позднее Грудинин добился пересмотра этого решения, но в 2013 году успел получить из-за злополучного интервью еще один отказ в регистрации — на этот раз на выборах в Совет депутатов Ленинского муниципального района.

В 2016 году Грудинин баллотировался от КПРФ одновременно в Госдуму и Мособлдуму, но не попал ни туда, ни туда из-за низкого общего результата КПРФ. К тому же на выборах в Госдуму он оказался на совершенно непроходном девятом месте в региональном списке, а в одномандатном округе № 121 (Люберцы) пришел к финишу третьим с 9,7% голосов, проиграв кандидату от «Единой России» Лидии Антоновой.

И только в сентябре 2017-го Грудинину удалось добиться победы, обойдя на выборах в Совет депутатов города Видное кандидата от «Единой России» (с разгромным счетом — 71% против 21%). Впоследствии он был избран и председателем этого горсовета.

Маневр Зюганова

зюганов грудинин
© youtube.com

Так почему же КПРФ вдруг сделала ставку именно на Грудинина, со всем его багажом провинциального политика? По многочисленным свидетельствам, это решение не было простым и настоял на нем лично Зюганов, который еще в 2012 году перенес сильный инфаркт и рисковал просто физически не вытянуть тяжелую кампанию. Даже за несколько дней до итогового съезда в декабре 2017-го у коммунистов не было единой позиции по кандидатуре, вспоминала «Новая газета». Она цитирует депутата Валерия Рашкина (который, кстати, сам был в шорт-списке кандидатов). «Партия, ни для кого не секрет, изначально выдвинула Геннадия Зюганова, — вспоминает Рашкин. — Региональные отделения партии однозначно на своих конференциях говорили: давайте продвигать Зюганова. Поэтому решение съезда, конечно, было для партии, региональных отделений и конференции неожиданностью».

Похоже, неожиданностью оно стало и для внутриполитического блока Кремля. Этим можно объяснить то, почему Грудинина так резко и так жестко начали прессовать сразу после вполне респектабельного старта кампании. Мало того, что он попал под каток государственной пропаганды в ходе избирательной кампании. Уже после Грудинина  лишили кресла спикера горсовета Видного и не позволили получить освободившийся после смерти Жореса Алферова мандат депутата Госдумы.

На самом деле проблемы не у Грудинина, уверен политолог, экс-советник спикера Госдумы Алексей Чадаев.

«Из того, что я понимаю или могу видеть, лично к Грудинину в общем-то никаких особых претензий нет, — писал он в своем блоге. — Просто он не должен был выдвигаться на президентские, не было его в сценарии. А был там, в этом сценарии, Геннадий Андреевич. Но он отказался, хотя его очень настойчиво просили. И претензии по поводу Грудинина — именно к нему.

Грудинин же, насколько я понимаю, соблазнился шансом порешать свои вопросы по бизнесу в обмен на трехмесячную вахту под ежедневным ведром помоев. Но трехмесячную же! До сих пор не понимает, бедолага, что же именно он сделал не так, что его и спустя год после выборов продолжают систематически утюжить. В том-то и дело, что ни за что».

Логику Зюганова можно понять. Похоже, ему очень не хотелось на излете карьеры генсека стать тем человеком, который уступит Жириновскому традиционное почетное второе место КПРФ на главных выборах, а к этому все шло. Он также не мог позволить идти на выборы кому-то из ближайших соратников по ЦК КПРФ, поскольку это автоматически перевело бы такого соратника в разряд «преемников». А назначать преемника до объявления собственной отставки как минимум неблагоразумно — и Зюганов это прекрасно понимает. Беспартийный Грудинин, который не входит в руководство партии, не имеет федерального бэкграунда и не претендует на  лидерство в партии, казался идеальным вариантом. Однако что-то пошло не так.

Атака на спойлера

© facebook.com

Если вдуматься, «феномен Грудинина» оказался первым, но далеко не единственным случаем, когда безобидный на вид спойлер внезапно становился реальным соперником кандидата от власти. Если на президентских выборах внезапный рост популярности Грудинина удалось нивелировать, то на осенних выборах 2018 года явление  стало уже массовым: во Владимирской области избиратели внезапно поддержали кандидата от ЛДПР Владимира Сипягина, в Хакасии  неожиданно для всех ключевых игроков победу одержал коммунист Коновалов, а губернатором Хабаровского края стал элдэпээровец Сергей Фургал, который только что прятался от избирателей — так старался не выиграть. Все эти кандидаты были предварительно  согласованы как удобные спарринг-партнеры для действующих губернаторов и на первый взгляд никакой угрозы не представляли. Однако общий рост недовольства привел к реализации принципа «за кого угодно, только не за кандидата от власти».

Что-то пойдет не так

То, что в итоге получилось, грозит сломать отработанный за последние десятилетия механизм управляемой демократии. Тщательно продуманные механизмы отбора и фильтрации потенциальных участников избирательной кампании, на которых держится этот механизм, больше не работают, потому что звание «соперник действующего» приобретает самостоятельный электоральный вес. Какой-то запас времени может, разумеется, дать правильный кастинг кандидатов (с Ксенией Собчак «эффект Грудинина» вряд ли сработал бы), но это чревато окончательной потерей интереса к выборам, а ведь явку уже давно приходится организовывать чуть ли не принудительным приводом избирателя на участки.

Пока нет никаких признаков того, что в управлении внутренней политики Кремля есть понимание, как действовать в сложившейся ситуации. Отвественность за произошедшее просто пререложили за кандидатов, плохо сыгравших в поддавки. Поэтому Грудинина продолжают «мочить в сортире», и последним ударом стал иск его бывшей супруги. Который, как все понимают,  далеко не только про раздел «совместно нажитого». Как стало известно «Коммерсанту», экс-супруга выписала генеральную доверенность на присужденные ей активы Владимиру Палихате. Кстати Палихата финансировал президентскую кампанию другого кандидата — Ксении Собчак.

До сих пор Грудинин контролировал, по разным данным, от 40 до 60% акций совхоза. Но теперь он, похоже, теряет дело всей своей жизни, ведь основную ценность принадлежащего ему актива составляет совсем не клубника, а потенциальная возможность застройки сельхозугодий. Вместо капусты и морковки на «территории социального оптимизма» будут расти новостройки — в количествах, которые этот самый оптимизм полностью исключают. Теоретически у Грудинина пока сохраняется шанс конвертировать происходящее с ним в политический капитал. Но это уже будет совсем другая история.

3 комментария

Комментировать

  • Это мог быть и не Грудинин. Если доживем увидим грызню в так называемой команде за первое место. Описана сама суть движения в кандидаты, где и как на ровном месте могут задвинуть.

  • Нам нужён от кпсс долой жуликов разных мразей олигархов абрамо вых сафиных и им подобных,!,,,насточертели,,,ублюдлки,,,,,,