ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Налоговые поправки убьют небольшие магазины. Останутся только торговые сети

Владельцы магазинов, не являющихся частью торговых сетей, могут не выдержать налоговой нагрузки и уйти с рынка, опасаются в Ассоциации малоформатной торговли и “Опоре России” .

Разорить независимых ритейлеров могут поправки в Налоговый кодекс, отменяющие льготный режим налогообложения для небольших торговых точек, сообщает РБК.

Основные тяготы понесут продавцы обуви, одежды, ювелирных и табачных изделий, косметики и прочих товаров ассортимента мелкой розницы.

Сейчас использовать льготную систему могут ИП, количество сотрудников в которых не превышает 15 человек, а выручка — не более 60 млн руб. Такие предприниматели платят только 6% потенциально возможного годового дохода — так называемый вмененный налог.

Инициатива внести такие поправки в Налоговый кодекс связана со стремлением государства вывести из тени рынок розничной торговли, но последствия такого шага могут быть разными, говорит замглавы Ассоциации компаний розничной торговли (АКРТ)Владимир Ионкин.

Существование поблажек для малого предпринимательства является соблазном для крупного бизнеса, который иногда стремится оптимизировать свои налоговые платежи, дробя большие предприятия на десятки мелких. Тем самым государство недополучает налоги, а сделать с этим ничего не может – всё легально, – сказал он СНЕГ.TV.

Это является одной из причин, почему представители крупного ритейла и оптовики тоже не сильно в восторге от предстоящих поправок в НК (“Я вам даю слово, что мы не инициировали эти поправки”, клянется Ионкин).

У АКРТ есть убеждение, что на пользу деловой среде России было бы следование словам Дэн Сяопина “Пусть расцветают все цветы”. Потому что “обелить” рынок можно так, что на нем ни мелкому, ни крупному ритейлу станет невозможно прибыльно работать, – говорит он.

По словам Ионкина, честный бизнес ждет, что государство выработает какие-то меры не только против “теневиков”, но и в защиту тех предпринимателей, которые работаю открыто и платят все причитающиеся налоги.

Пока же у нас идет перекос конкурентной среды. От того, что государство производит зачистку “серого” сектора, нагрузка на “белый” не только не снижается, а наоборот, нарастает. То есть хуже становится всем. Поэтому мы ждем следующих шагов от государства, которые дадут честному бизнесу дышать независимо от размеров бизнеса, – говорит Ионкин.

Удушение малого бизнеса является самой последней задачей Минфина, успокаивает глава фискального направления Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Задачей правительства уже некоторое время является упрощение администрирования собирания налогов, перевод его полностью в электронную форму и ликвидация всевозможных “закоулков”, куда плательщики могли бы спрятаться. Отмена налога на вмененный доход и патентов на продажу ряда товаров выглядит как одна из именно таких мер, – сказала она СНЕГ.TV.

Вмененный налог именно потому сложно администрировать, что он не поддается контролю: предприниматель платит 6% с какой-то суммы, которую в его регионе определили как базовую, а все, что выше, он честно оставляет у себя.

Очевидно, в Минфине сочли, что пусть это честно, но индивидуальные предприниматели и самозанятые могли бы вносить в государственную казну побольше, – считает Суслина.

Эксперт почти наверняка предсказывает, что “как всегда”, новшества вызовут неразбериху на рынке, но, по ее словам, игра стоит свеч.

Малый бизнес опасается, что его заставят платить налоги на общих основаниях. Но я ожидаю, что одновременно с отменой вмененного налога правительство объявит (а может и не объявит) какие-то меры, которые компенсируют падение прибыльности индивидуальных предпринимателей. Возможно, и те, и другие меры будут введены одновременно, пакетом, – призывает она не вешать нос.