ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Не наступить на «лопату Беглова»: спасут ли страну «молодые технократы»

© Коллаж.Снег.TV

Весенняя серия губернаторских отставок, похоже, завершена. Она прошла быстро и оказалась далеко не самой многочисленной среди аналогичных мероприятий. Новоприбывшие отставники все разные, но объединяет их одно — у всех был на исходе срок полномочий, а вот шансов переизбраться – почти никаких.

Парад неудачников

Глава Мурманской области Марина Ковтун за семь лет в должности губернатора сумела рассориться с местными элитами, радикально испортить отношения с силовиками и оказаться замешанной в целой серии скандалов. Последний — с явной перспективой уголовного дела: бывший вице-губернатор области Игорь Бабенко уже дает в суде показания о том, как собирал с местных бизнесменов деньги на подарки и увеселения чиновников.

65- летний Юрий Берг руководил Оренбургской областью с 2010 г. и, по мнению многих экспертов, просто выработал ресурс, последняя избирательная кампания далась ему с заметным трудом.

Алтайский губернатор Александр Бердников руководил регионом три срока подряд, но два из них назначался на должность по представлению президента, в прямых выборах он участвовал только в 2014 г. и смог набрать всего 50,6% . В последние годы Бердников стабильно оказывался в последних строчках губернаторских рейтингов, к его окружению накопилось много вопросов на предмет коррупции. Но запомнится он нам, конечно, честными словами о том, что «от «Единой России» сейчас бегут, как черт от ладана».

Борис Дубровский возглавил Челябинскую область в январе 2014 г., сменив на этом посту опального Михаила Юревича. До назначения Дубровский занимал должность гендиректора Магнитогорского металлургического комбината и входил в список 25 самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes. Но что-то у эффективного менеджера пошло не так: он не сумел найти общего языка с местными элитами, накопил приличный антирейтинг и, наконец, ухитрился поспорить с администрацией президента по поводу расселения жильцов пострадавшего от взрыва дома.

У 57-летнего Алексея Орлова, отработавшего на посту главы Калмыкии всего два срока, также низкий рейтинг и уголовные дела против членов его команды.

Новые требования

В Кремле явно не хотят повторения осенней истории, когда сразу в четырех регионах – Хакасии, Приморском и Хабаровском крае и Владимирской области губернаторы не смогли переизбраться, не смотря на поддержку федерального центра. Сентябрьские выборы показали, что «муниципальный фильтр», как инструмент отсева опасных для «нужного» кандидата соперников, больше не гарантирует победу.

Поэтому сейчас управлению внутренней политики администрации президента приходится заботиться еще и о том, чтобы официальный кандидат в губернаторы не вызывал сильного раздражения у электората. Наиболее простой способ обеспечить результат — представить населению нового руководителя, который сумеет понравиться людям, не успев при этом накопить антирейтинг. Поэтому из 18 регионов, где в сентябре будут выбирать губернаторов, за последний год сменили уже 14: девять отставок состоялось осенью прошлого года, пять — на прошлой неделе.

Преждевременный «износ»

Что интересно: до недавнего времени год считался нормальным сроком для того, что бы новый назначенец успел войти в курс и нормально подготовиться к выборам. Но в нынешних условиях, похоже, разочарование приходит гораздо быстрее — вспомнить хотя бы «лопату Беглова». Назначенный в октябре врио Санкт-Петербурга рискует растерять очки еще до осени.

С этой точки зрения вновь назначенные кандидаты получат определенную фору. Врио губернатора Челябинской области назначен 40-летний замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Алтай возглавит 46-летний председатель ГЛОНАСС, уроженец Алтайского края Олег Хорохордин. В Челябинскую область поехал замминистра энергетики 46-летний Алексей Текслер. Врио Калмыкии стал чемпион мира по кикбоксингу и бывший член Совета Федерации 38-летний Бату Хасиков. Между ними тоже есть нечто общее: всех (за исключением разве что Хасикова) можно уверенно записать в категорию «молодые технократы». То есть квалифицированные менеджеры, которых нанимают на государственные должности для решения конкретных управленческих задач, поставленных политическим руководством страны. Это управленцы, обладающие бюрократическими компетенциями, но не обладающие собственной политической волей и абсолютно зависимые от центра.

Хорошая новость: таких можно менять хоть каждые четыре года – кадровый резерв Кремля позволяет (а там, глядишь, и «Лидеры России» подтянутся). Плохая новость: в связи с отсутствием собственного политического ресурса, они вынуждены заимствовать его у Федерального Центра. А рейтинги по нынешним временам — продукт скоропортящийся.

Добавить комментарий

Комментировать