ЖИЗНЬ ЭКОЛОГИЯ

Прощай, свобода: электронные деньги грозят России «цифровым феодализмом»

Цифровой рубль должен появиться в России до 2030 года. Такой срок указан в Стратегии развития финансового рынка, которую 13 сентября впервые представил Минфин. Согласно документу, новая разновидность национальной валюты станет третьей по счету формой денег, выпускаемых ЦБ, наряду с наличными и безналичными рублями, и одним из ключевых проектов в области цифровизации.

Как уточняют авторы Стратегии, это поможет дальнейшему развитию платежной инфраструктуры, повышению конкуренции и распространению новых инновационных финансовых инструментов. Кроме того, финансовые услуги для граждан станут доступнее и дешевле.

При этом правительство и ЦБ «продолжат противодействовать использованию денежных суррогатов с учетом того, что оно несет высокие риски для граждан, а также может затруднять эффективное проведение макроэкономической политики, направленной на формирование благоприятных экономических условий».

Было бы желание

Запуск цифрового рубля зависит от того, насколько быстро можно создать необходимую для этого платежную инфраструктуру. Но, в принципе, до 2030 года это вполне реально осуществить, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.

Старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман, в свою очередь, полагает, что запуск цифровой валюты центрального банка (CBDC) в России, если и произойдет, то, вероятно, в самом конце обозначенного периода. В России нет предпосылок к тому, чтобы выступить финансово-экономическим лидером, поясняет эксперт. А на текущий момент, по его словам, позволить себе ввод государственной цифровой валюты могут либо страны-изгои, вроде Венесуэлы, либо страны-претенденты на звание главной экономики мира, как Китай или объединенная Европа (еврозона или Евросоюз), и то – лишь в случае их явной экономической «победы» над США.

Все остальные страны находятся, и будут находиться в бесконечных согласованиях и разработках цифровых платформ до тех пор, пока будущий экономический гегемон не введет свою цифровую валюту и не установит новые валютные стандарты. Консенсус-прогнозы, наглядно показывают, что точка бифуркации в этом вопросе приходятся на 2027-2030 годы. Именно к этому периоду российские власти и будут готовить свой CBDC, отталкиваясь от расстановки экономических сил США, Китая и объединенной Европы, – сказал СНЕГ.TV аналитик. 

А зачем он вообще нужен?

Надо понимать, что цифровой рубль будет контролировать ЦБ, указывает Владимир Брагин. Это не криптовалюта, это абсолютно разные вещи. Судя по всему, это попытка создания более современного платежного инструмента, когда деньги не привязаны к какому-то конкретному банку, но контролируемы и прозрачны, могут как-то использоваться для определения налогооблагаемой базы и так далее.

По словам эксперта, с развитием информационных систем явно возникает потребность в более удобных способах оплаты. Мы все уже привыкли к безналичным расчетам, которые сейчас идут через банки. Но у этой системы есть уязвимости, в последнее время особенно очевидные. Цифровой рубль, вроде как, должен эти проблемы решить.

Но у всякой хорошей задумки есть свои негативные последствия. Это имеет определенные негативные эффекты для банков, потому что они лишаются одного из источников доходов. В данном контексте банки выполняют несколько другую роль, менее значимую, – отмечает аналитик.

С точки зрения потребителя – это просто еще один способ платежей. Может быть, на первом этапе цифровой рубль будет не везде приниматься, для этого потребуется создать инфраструктуру достаточно широкую. Плюс у него будет более высокая прозрачность, то есть скрыть какие-то платежи станет гораздо сложнее. Но эксперт сомневается в том, что цифровой рубль вытеснить остальные формы.

У него, вероятно, появятся свои приверженцы, этот инструмент платежей будет существовать наравне с остальными, но и наличные деньги никуда не денутся, и карточками будут пользоваться, – уточняет аналитик.

Цифровой феодализм

Согласно разъяснениям Банка России, все три формы рубля будут полностью равноценны между собой. Тем не менее, точно так же как на смену наличным рублям пришли безналичные, по мере цифровизации экономики на смену безналичным придут цифровые рубли, считает Александр Розман.

Поэтому смотреть на CBDC в России и в других странах, стоит через призму цифровой трансформации, которая через 7-10 лет сделает основной формой денег государственную цифровую валюту, – уточняет он.

Динамика процесса вытеснения цифровым рублем других форм будет зависеть от интенсивности изменений, добавляет аналитик. Если внедрение CBDC в России начнется раньше 2024 года, влияние будет ощутимым, но не критичным: из банковской системы на «цифровые» счета тогда может «утечь» 4-6 триллионов рублей, что вызовет волну проблем с ликвидностью для малых и средних банков.

Главное свойство CBDC, по мнению эксперта, – полная прозрачность и контроль над движением средств. И, с одной стороны, введение государственной цифровой валюты способно стать инструментом полного искоренения коррупции, но с другой поставить вопрос о возможности существования государства без коррупционной составляющей. И вот тут есть опасность возникновения «цифрового феодализма». Если окажется, что коррупция неискоренима, даже когда известно, кто и как этим занимается, и нет возможности заблокировать такие операции, в обществе сформируется двойная мораль для тех, кто над законом, и тех, кто под ним, поясняет аналитик. 

Для граждан и бизнеса CBDC принесет безальтернативность налоговых отчислений, некоторое увеличение удобства платежей и высокую уязвимость к хакерским атакам. Потому что без хорошо работающей судебной системы, доказать факт кражи средств, а не добровольного их перечисления, будет очень сложно, – заключает он.

2 комментария

Комментировать

  • высокую уязвимость к хакерским атакам. ….ИМЕННО…и это большой МИНУС

  • Все эти экономические и монетаристские финты вокруг да около одной центральной проблемы – введения Единой морали. Деньги людей разъединяют. Только Единая мораль может сблизить людей и облегчить взаимопонимание.