ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Золотой бензин: цены на топливо продолжают бить рекорды

Во вторник на торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость Аи-92 выросла на 0,31% — до 57 602 рублей за тонну. До нового максимума взлетели и котировки сжиженных углеводородных газов (СУГ): они прибавили 1,3% и достигли отметки 43,399 тысячи рублей за тонну. Дизельное топливо подорожало на 0,2%, до 51,48 тысячи рублей. А вот премиальный Аи-95 слегка подешевел — на 0,16%, до 58 746 рублей за тонну.

В целом с начала текущего года 92-й бензин подорожал на бирже на 21%, 95-й — на 20%. Правительство уже рассматривает возможность запретить экспорт топлива для стабилизации внутренних цен. По словам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, срок запрета может составить минимум три месяца.

Предыдущая попытка обуздать топливную инфляцию жесткими мерами в отношении нефтяников закончилась победой нефтяного лобби, напоминает Finanz.ru: после совещаний с представителями отрасли весной власти отказались от идеи запрета на экспорт и вместо этого изменили параметры демпфера — стабилизирующего рынок механизма, введенного в ответ на бензиновый кризис 2018 года. По новой формуле нефтяные компании смогут получить дополнительно 350 миллиардов рублей из федерального бюджета для остановки роста цен.

Издержки экономического роста

Рост стоимости энергоносителей обусловлен формирующимся дефицитом на мировом рынке, считает аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов: нефтепродукты являются неотъемлемой частью ресурсов, необходимых для восстановления экономики любой страны (топливо нужно для перевозок, работы заводов и предприятий).

Производители поставляют топливо не только на российские торговые площадки, но и за рубеж, и продажа нефти за доллары при текущем курсе является высокодоходным бизнесом, поэтому нефтяники стараются пользоваться ситуацией и насколько возможно увеличить поставки (страны ОПЕК+ на прошедшем заседании одобрили постепенное увеличение добычи до конца года), — пояснил он СНЕГ.TV.

Чем быстрее мировая экономика будет восстанавливаться, тем больше будет расти топливо и его котировки, предупреждает эксперт. И допускает, что в таких условиях, чтобы остановить увеличение цен и стабилизировать ситуацию, правительство введет новые ограничения на экспорт бензина.

Они могут действовать от одного до трех месяцев. За это время на отечественный рынок поступят дополнительные партии топлива и цены станут доступнее для покупателей, — отмечает аналитик.

Плюс жадность

Разгул цен продолжается ровным счётом потому, что это экономическое безобразие никто в стране, кажется, просто не готов пресечь. Вместо эффективных действий уже три года мы видим одни слова, — возмущается шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Теперь производители и оптовые продавцы топлива осознали, что запрет на экспорт бензина всё равно близок и неизбежен, и «отрываются» на внутреннем рынке уже почти без тормозов по полной программе. Если бы такой запрет ввели ещё весной, сегодня цены могли бы быть ниже, полагает эксперт. 

Возможно, медлительность властей объясняет тот факт, что подобный шаг сам по себе, в отрыве от комплекса других мер, ограничит не только сверхдоходы производителей от продажи топлива за рубеж, но и долю бюджета от этих доходов. Однако запрет необходим, чтобы срочно насытить внутренний рынок с избытком, уверен аналитик.

В дополнение к запрету необходимо установить потолки внутренних цен, считает он. Возможно, различные для разных регионов. Но тут надо действовать осторожно, иначе в одном субъекте федерации, где дороже, бензина будет с избытком, а в соседнем крае или области образуется дефицит.

Так что разница в предельных ценах не должна быть больше разницы в затратах на доставку, хорошо просчитанных для отдалённых восточных или северных регионов. Но потолки эти пора вводить, хотя отрегулировать их и трудно, и они должны быть точно ниже сегодняшних заоблачных уровней, — рассуждает эксперт.

Разумеется, никто не говорит о полной заморозке цен на веки вечные. По словам аналитика, их индексацию на будущее тоже нужно предусмотреть, но от более низких пороговых уровней. Иначе получится, что цены заморозят лишь после того, как им позволили несколько раз взлететь, но тогда в замораживании уже почти не будет смысла. 

Не только заморозка

Бензиновым монополистам в России слишком вольготно жилось в последние пару лет: пока им только лишь грозили пальцем одной руки, ну а другой рукою щедро одаривали их же компенсациями за якобы «упущенную выгоду» из-за якобы слишком низких, неевропейских внутренних цен. Тот факт, что кое-кто вообще считает деньги из нашего кармана своей упущенной выгодой, уже явление ненормальное. В действительности же производители и получали компенсации за «слишком дешёвый» бензин по демпферу и задирали одновременно оптовые и розничные цены, — сетует Пётр Пушкарёв.

По его мнению, необходимо отменить демпфер, а полный запрет на экспорт через три-шесть месяцев заменить квотами на вывоз для каждой компании или концерна из НПЗ. Квоты должны определяться пропорционально объёмам, проданным за предыдущий период на внутреннем рынке, и это надо объявить заранее. Только тогда все будут кровно заинтересованы выполнять и перевыполнять планы по реализации бензина в России, причём по тем ценам, по которым разрешат.

В этой части нужен «коммунизм» в отдельно взятой системообразующей отрасли. Заодно и металлургов и других монополистов напугаем на упреждение, что подобная система может быть введена и для них, если зарвутся, — говорит эксперт.

Если такого комплекса мер срочно не предпринять или ограничиться запретом на экспорт и нормами обязательной продажи топлива на бирже, но не прикрыть лазейку для дальнейшего легального роста внутренних цен, он станет со временем для остальной экономики летальным, предупреждает аналитик.

Теги