ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

И 100 долларов за баррель не предел: нефть готова «взорваться»

Минувший вторник ознаменовался неожиданно резким снижением цен на нефть и падением курса рубля. Падение произошло через некоторое время после того, как цена барреля Brent обновила трехлетние максимумы на опасениях, что альянсу ОПЕК+ опять не удастся договориться о росте поставок, что приведет мир к дефициту по меньшей мере в 2,3 миллиона баррелей в день.

По данным Reuters, сославшегося на собственные источники в ОПЕК, причиной падения стала информация о том, что участники картеля могут возобновить приостановленные переговоры в этом месяце, на что уже мало кто надеялся. При этом сообщалось, что в ходе встречи картель может принять решение о более резком увеличении добычи по сравнению с первоначально планируемыми двумя миллионами баррелей в день с августа по конец года.

По другим данным, эти переговоры могут возобновиться уже на этой неделе, а опубликована статистика по деловой активности в секторе услуг.

Встреча, которой может и не быть

Примечательно, что в возможность встречи, приведшей к столь бурной реакции рынков, верят далеко не все. По мнению целого ряда аналитиков, она может не состояться из-за существующих разногласий между членами картеля. В этом случае добыча нефти в рамках существующего соглашения ОПЕК+ может, напротив, привести к росту цен на черное золото до 80 и даже 100 долларов за баррель.

Нынешние переговоры стран — членов ОПЕК+ оказались самыми затяжными. За пять дней участники так и не смогли прийти к согласию по вопросу о том, как будет осуществляться продление соглашения после апреля 2022 года, когда его действие закончится.

Саудовская Аравия и Россия отказались удовлетворить просьбу ОАЭ в индивидуальном порядке изменить их базовый уровень отсечки, определяющий квоты по добыче нефти в альянсе.

Все это делает возможность достижения соглашения об увеличении добычи весьма призрачной.

Поэтому 80 долларов — легко, и даже 100 долларов за баррель — реально, если спрос будет восстанавливаться, а запасы нефти — сокращаться. Дефицит есть, что подтверждается снижением запасов нефти. Соответственно, если ОПЕК+ не примет решение о росте добычи нефти, а спрос продолжит расти, то, вероятно, цены уйдут еще выше, — пояснил ТАСС аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук.

Чего ждать России и что ей от всего этого нужно?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как цели и желания российской стороны в этой ситуации весьма разнонаправленны и многогранны. Многолетние попытки страны слезть с «нефтяной иглы» пока не привели ни к чему.

По словам аналитика УК «Альфа-Капитал» Дениса Бадьянова, цены на нефть еще продолжительное время будут оказывать влияние на российскую экономику, так как доход от экспорта продукции нефтедобывающих компаний служит основой формирования бюджета.

Сейчас в нем увеличивается доля несырьевого экспорта (в прошлом году были рекордные показатели — свыше 161,3 миллиарда долларов, в 2019 году объем составил 155,1 миллиарда долларов) за счет нефтехимической продукции и товаров АПК, но нефть является основным драйвером роста экономики и стимулом для рубля, — пояснил аналитик СНЕГ.TV.

«Чем выше цены на нефть, тем больше денег в российском бюджете», — соглашается с коллегой руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Они сейчас необходимы для реализации национальных проектов, мер поддержки компаний из наиболее пострадавших от коронавируса сфер и населения — граждан с детьми, сотрудников закрытых компаний, индексаций пенсий для пожилых граждан. Все это позволяет улучшить качество жизни населения, — сказал он СНЕГ.TV.

Возможен ли баррель по 80 и по 100?

По мнению экспертов, достижение таких уровней вполне возможно, хотя далеко не факт, что они будут обоснованными и такие цены удержатся продолжительное время.

В сложившейся ситуации рост нефтяных котировок выше 80 долларов за баррель вполне вероятен, но чтобы нефть закрепилась на этой отметке, нужны дополнительные стимулы рынка. Таковыми могут быть данные о высоких темпах вакцинации, снижении безработицы в США, восстановлении экономик стран Европы и Азии, высокие индексы промышленного производства и общий геополитический фон, который предполагает отсутствие угроз введения дополнительных экономических санкций, — говорит Деев.

Чуть меньшие потолки роста стоимости барреля видит Денис Бадьянов. По его словам, пока страны ОПЕК+ будут совещаться, котировки продолжат рост и в моменте могут вырасти в пределах 80-82 долларов за бочку. Но после заключения договора на рынке произойдет коррекция.

Для роста нефтяных котировок к 100 долларам пока недостаточно стимулов. Чаще всего сильный рост происходит на фоне неожиданного негативного явления, им может стать какая-либо крупная авария или природное явление, блокирующее добычу, — резюмирует эксперт.

Теги