ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Чубайс нашел путь к спасению России

коллаж/sneg.TV

Анатолий Чубайс предложил России «вцепиться зубами» в водород. Это топливо может заменить нефть и газ в российском экспорте и поможет стране сохранить статус великой энергетической державы, уверен он.

То, что в России можно сделать по водороду, геополитически сопоставимо с тем, что Россия делает сейчас по углеводороду. У России такое фантастическое преимущество, о котором мечтать не может никто. Надо вцепиться зубами и немедленно продвигаться в этом направлении, — призвал спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями в ходе ПМЭФ.

«Газпром» и немецкая Wintershall Dea уже рассматривают возможность поставки из России водорода с природным газом по действующим трубопроводам, заявил член правления Wintershall Dea Тило Виланд.

Вопросы перспективы

Россия уже производит водород, который поставляется на экспорт. В стране принята дорожная карта по развитию этого направления энергетики, напомнил СНЕГ.TV руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. А общемировой тренд — сокращение использования ископаемого топлива при увеличении потребления возобновляемых источников энергии (в том числе и водорода).

Это сырье является производным при добыче ископаемого топлива, у России есть все шансы стать одним из лидеров мирового производства водорода, заняв к 2035 году более 20% глобального рынка, — считает эксперт.

По его словам, на Сахалине планируется создать целый водородный кластер с перспективами развития экспортных поставок этого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индию, Японию и так далее).

Поэтому в перспективе у нашей страны есть все возможности для того, чтобы водород стал основным источником пополнения ВВП, потеснив нефть и газ. И общемировой растущий спрос, а также развитие «зеленых» технологий этому серьезно способствуют, — рассуждает аналитик.

Другой вопрос, о какой перспективе идет речь. Старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман сомневается, что в обозримом будущем, в ближайшие 20-30 лет, доходы от продажи водорода смогут сравняться и уж тем более превзойти доходы российского бюджета от продажи углеводородов.


Даже самые оптимистичные прогнозы показывают, что к 2040 году до 80% электроэнергии в мире будет получаться из угля, нефти, газа и атомной энергетики. И лишь оставшиеся 20% будут извлекаться из возобновляемых источников энергии, гидроэнергетики и так далее, — поясняет эксперт.

Не спешите нефть хоронить

В богатых странах Западной и Северной Европы энергетический баланс к 2040 году действительно может отличаться в пользу немного большего преобладания «зеленой» энергетики по сравнению со среднемировыми значениями, допускает Александр Розман.

Но не стоит забывать, что, во-первых, углеводороды — это не только источник электроэнергии и топлива, но и основной материал производства. А во-вторых, остальной мир, за исключением США, Японии и, может быть, еще нескольких стран, вряд ли сможет себе позволить такую энергетическую расточительность, — добавляет он.

К тому же очень странной, по мнению эксперта, выглядит категоричность, с которой Германия и ряд других стран — лидеров ЕС настаивают именно на «зеленом» водороде. Опубликованная в прошлом году «Национальная водородная стратегия Германии» больше похожа на политически ангажированный документ, чем на серьезную стратегию по «озеленению» экономики, считает аналитик.

Для того чтобы она была реализована, даже с учетом объемов пресной воды, которая потребуется для гидролиза водорода, то есть производства того самого «зеленого» водорода, Германии, а затем и всему ЕС, вероятно, потребуется трубопровод (и не один) для перекачки воды из России, — иронизирует он.


По словам эксперта, для того чтобы «зеленый» водород без помощи другой его разновидности — «голубого» водорода, который является менее экологичным, так как производится из природного газа, к 2040-2050 году составил конкуренцию углеводородам, потребуется технологическая революция, которая снизит себестоимость производства «зеленого» водорода в четыре-пять раз. Плюс инвестиции в четыре-шесть триллионов долларов для развития водородной инфраструктуры во всем мире.


В противном случае «зеленый» водород станет историей исключительно для отдельных богатых европейских стран, для которых в России почти наверняка найдется достойное персональное предложение, благо у нас для этого есть и пресная вода в избытке, и относительно дешевая электроэнергия, особенно в Сибири, — продолжает шутить аналитик.

Миром правит излишний оптимизм

Исторически завышенные технологические ожидания от будущего (а именно так сейчас выглядят надежды, которые возлагаются на развитие альтернативной энергетики) — это предвестник достаточно сильных экономических потрясений, предупреждает Александр Розман.

В конце макроэкономического цикла, который длится, как правило, восемь-десять лет, все привыкают к тому, что экономика растет, доходы тоже, и по-другому вроде бы и быть уже не может. Это верный сигнал того, что в экономике уже накопилось слишком большое количество неэффективности, потому что бизнес, который точно так же подвержен в этот период чрезмерному оптимизму, уже слишком сильно нарастил объем производства, запасов, расходов и инвестиций, поясняет эксперт.


Достаточно посмотреть на то, что происходит сейчас вокруг, чтобы увидеть все эти признаки. В мировой экономике накопилось огромное количество зомби-компаний, которые существуют только лишь благодаря ультрамягкой денежно-кредитной политике центральных банков. Но меч инфляции уже занесен над их головами, и как только центральные банки начнут ужесточать монетарную политику, начнется волна банкротств, а вместе с ней и отрезвление от завышенных технологических ожиданий будущего, — прогнозирует он.


Это не значит, что «зеленые» технологии в электроэнергетике не будут развиваться, добавляет аналитик. Безусловно, будут, у мира нет другого выбора, но ожидания этого развития представляются сейчас слишком завышенными.

Добавить комментарий

Комментировать