ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

COVID по барабану: нефть будет стоить 80 долларов

коллаж/sneg.tv

К концу текущего года нефть может подорожать до 80 долларов за баррель. И даже возвращение на рынок черного золота из Ирана этому не помешает. Более того, ОПЕК+ к декабрю тоже может нарастить добычу на 2,8 миллиона баррелей в день, прогнозирует Goldman Sachs. Причина — бодрое восстановление мировой экономики и, соответственно, спроса на энергоресурсы. С прогнозами банка согласны эксперты, опрошенные СНЕГ.TV.

Еще больше нефти

Коронакризис негативно повлиял на мировую экономику, спровоцировав закрытие границ и снижение деловой активности, но и восстановление рынков тоже проходит достаточно высокими темпами, отмечает аналитик УК «Альфа-Капитал» Роман Бадьянов.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона удалось в короткие сроки обеспечить меры безопасности и начать восстановление производств. В России, США и Европе были введены беспрецедентные меры поддержки граждан и бизнеса. Сейчас в мире ведется вакцинация, что дает инвесторам надежду на восстановление спроса и предложения, а также авиасообщения между странами.

В таких условиях резко возрастет потребление топлива, поэтому страны ОПЕК+ могут скорректировать свои прогнозы и перейти от ограничения добычи топлива к ее увеличению. По мере роста спроса будут увеличиваться и цены на топливо, вероятно, в моменте стоимость бочки нефти будет достигать 80 долларов, — предполагает эксперт.

Но в случае ухудшения ситуации к концу года стоимость энергоносителей закрепится ближе к 67—73 долларам за бочку, добавляет он.

Активизация путешествий, передвижения грузов и производственных мощностей, безусловно, приведёт к дальнейшему росту мирового спроса на сырую нефть и топливо на протяжении большей части 2021—2022 годов, соглашается шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Из-за весенних локдаунов в Европе и всплесков заболеваемости в Индии и Бразилии динамика роста объемов потребления несколько замедлилась, отмечает он. ОПЕК оценивает объёмы спроса на четвертый квартал 2020 года в 94,2 миллиона баррелей в сутки, а на первый квартал текущего года почти на целый миллион ниже — в 93,3 миллиона баррелей в сутки. Но сейчас восстановление экономик в среднем по миру вновь ускоряется, и во втором квартале ОПЕК ожидает спрос уже в 94,9 миллиона баррелей в сутки (выше максимального прошлогоднего уровня), а к концу года — 99,74 миллиона баррелей в сутки. 

По сути, объёмы потребления вернутся на доковидный уровень. Однако покупательная способность доллара как единицы измерения стоимости любого сырья за это время заметно упала за счёт слишком интенсивной работы печатного станка ФРС и бесконечного запуска различных «стимулирующих» экономику программ, где счёт давно идёт на триллионы.

Подорожали все практически металлы, сельскохозяйственная продукция. Так что и нефть действительно может какое-то время, а то и длительный период стоить дороже, чем в первые два месяца 2020 года. Тогда при том же уровне спроса нефть колебалась в диапазоне от 55 до 71 долларов за баррель. Соответственно, выход в новый ценовой коридор от 65 до 80 долларов, причём с периодическими всплесками цен выше, выглядит как вполне реалистичный сценарий, — полагает эксперт.

Даже если ОПЕК нарастит добычу и одновременно ее сможет увеличить Иран, это едва покроет прибавку к спросу, продолжает он. К тому же сотни тысяч новых иранских объёмов уже поставляются по всему миру и сейчас, поскольку администрация Байдена куда более либерально мониторит соблюдение Ираном «эмбарго». Да и при Трампе Иран умудрялся поставлять в другие страны не менее двух миллионов баррелей в сутки.

А что будет с рублем?

Чем дороже будет нефть, тем крепче окажется российский рубль, который при таких ценах может вернуться к докризисному диапазону 63—67 в паре с евро, считает Роман Бадьянов.

Более скептически настроен Пётр Пушкарёв. Во всём, что касается курса рубля, в последние месяцы рулят вовсе не цены на нефть, а исключительно политика, поясняет он.

В январе нефть торговалась по 50—55 долларов, в феврале дорожала до 67,5 долларов, в марте поднималась почти до 72 и снова опускалась вплотную к 60, далее перешла в более умеренный высокий коридор с границами примерно от 64 до 70. И все эти изменения почти не затронули валютные курсы: стоимость доллара к рублю незначительно колебалась от 73 до 76 рублей.

Исключение — недавний всплеск курса доллара до 78 рублей. Но, опять же, это произошло в момент обострения угрозы санкций против госдолга и под разговоры про чисто гипотетическое отключение от SWIFT.

Беспокойство в умах инвесторов мешает рублю дорожать, даже когда для укрепления российской валюты возникают реальные фундаментальные обстоятельства. И если наши «тараканы в голове» со всеми опасениями по поводу разных не зависящих от России санкционных обстоятельств так и не будут отброшены прочь нашими банками и бизнесом, дорогая нефть сможет помочь рублю разве что не слишком ослабляться снова в пиковые моменты обострения наших тревог, — рассуждает аналитик.

По его словам, объективно курс доллара и сейчас мог бы уже быть ближе к 70 рублям или даже опуститься чуть ниже этой отметки. Но по факту это произойдёт, скорее всего, лишь в случае каких-то прорывных договорённостей, если таковые будут на встрече Байдена и Путина. Точки соприкосновения есть, полагает эксперт: например, идея масштабных американских инвестиций в «зелёные технологии» в России на льготных условиях и сотрудничество по кибербезопасности.

Обе идеи сильно в прагматических интересах стоящих за Байденом бизнес-кругов, и в случае начала их воплощения «наезды» Вашингтона на Россию могут прекратиться, — говорит он.

В этом случае курс доллара дошёл бы до 63-65 рублей даже при нынешних нефтяных ценах, чисто на потеплении в политике, допускает аналитик. По его мнению, признаки того, что принципиально такое решение вопроса возможно, можно увидеть в первых шагах США: отказе от санкций против компании-оператора «Северного потока — 2» и в демонстративном публичном отказе от обвинений против «российских хакеров» в атаке на американский нефтепровод, хотя раньше такой повод любая администрация Белого дома использовала мгновенно.

Но всё покажет саммит Россия — США и его дальнейшие практические последствия. Так или иначе, курс рубля сейчас, скорее, в руках политиков и достаточно далёк от нефтяных вентилей, — заключает эксперт.