АВТО ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Почему на АЗС в России всегда недоливают бензин?

Рабочая группа ОНФ «Защита прав автомобилистов» оценила честность заправок столичного региона. Оказалось, что в целом АЗС Москвы и Подмосковья работают добросовестно. Недолив топлива в среднем колеблется от 0,8% в летний период до 1,2% зимой. При этом 80% АЗС недоливают меньше среднего показателя и только 20% — выше среднего, сообщил руководитель группы Петр Шкуматов в четверг на пресс-конференции в Москве. Недоливом на десятки процентов отличились лишь около 20 заправок.

Данные получены в результате двух тысяч тестов по методу «тайный покупатель», при этом некоторые точки проверялись несколько раз. Методология проверки государственных регуляторов позволяет недобросовестным заправкам легко уходить от обоснованных претензий потребителей и недоливать топливо, пояснил эксперт. Но в целом, по его словам, ситуация не критичная и «никакой катастрофы нет».

В ходе исследования были выявлены три сети АЗС с системным недоливом топлива, одна из сетей уже все исправила, — добавил руководитель группы.

Менее масштабные исследования проведены еще в восьми регионах России. Там ситуация несколько хуже, чем в Москве и ее окрестностях, но не намного. В то же время общественники обращают внимание на избыточно жесткие государственные стандарты: максимальный недолив — 0,25% (зимой добавляется погрешность еще 0,25%). Их сложно выдержать даже добросовестным заправкам, особенно зимой.

Чем ниже температура, тем больше погрешность. Это физика. Летом мы довольно часто фиксировали перелив топлива, — пояснил Петр Шкуматов.

Когда качество важнее количества

Гораздо более серьезной проблемой эксперты считают ситуацию с контрафактным топливом. Примерно 5% тестов в Москве и Подмосковье обнаружили на АЗС «странную жидкость, которую даже топливом нельзя назвать», отметил Петр Шкуматов. Продавцы контрафактного «бензина» зачастую заманивают покупателей хорошими скидками и по количеству наливают свой продукт идеально, добавил он.

Цифра вроде бы невелика, но одна заправка автомобиля таким «топливом» может повлечь за собой ремонт машины на 100—200 тысяч, поделился эксперт собственным горьким опытом. Так что качество горючего на АЗС для автовладельца намного важнее количества, считает он: лучше недолив нормального топлива, чем полный бак непонятной жижи. И если расставлять приоритеты, то на первое место следует поставить полную ликвидацию тех, кто торгует контрафактным топливом.

Самый честный рынок АЗС — и по количеству, и по качеству топлива — внутри МКАД. Здесь по пальцам одной руки можно пересчитать заправки, у которых с бензином что-то не так. Чем дальше от Москвы, тем «выше колебания от разумных отклонений». В Московской области эта проблема есть, но не носит серьезного характера. За ее пределами качество резко ухудшается по мере удаления от МКАД.

Беда в том, что отдельные недобросовестные заправки наносят существенный удар по имиджу всех независимых АЗС, посетовал вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. По его словам, эту проблему необходимо решать системно на государственном уровне с привлечением экологов, ведь контрафактное топливо наносит серьезный вред не только личным автомобилям, но и окружающей среде.

Если завтра война?

Системного подхода требует и проблема, которую ярко подсветил январский коллапс с топливом на Дальнем Востоке. О ней говорят уже как минимум лет десять, но реальных действий нет. Дело в том, что на всю Россию работают всего около трех десятков нефтеперерабатывающих заводов. Большинство из них запущены еще в годы СССР, тогда же выстроились и логистические топливные цепочки.

В советское время никого не заботила стоимость перегона топлива через всю страну. Сейчас же все работает в режиме максимальной экономической эффективности, пояснил Петр Шкуматов. И есть регионы, которые настолько зависимы от одного предприятия, что в случае его внезапной остановки это будет большая головная боль.

Примерно так и случилось на Дальнем Востоке, где в январе возник острый дефицит бензина, после того как хабаровский НПЗ временно прекратил его выпускать из-за плановой модернизации предприятия. Между тем возможность оперативного обеспечения топливом любого уголка страны — это вопрос ее стратегической безопасности, считает эксперт.

Если построить еще один НПЗ, спрос на бензин у нас не увеличится. Но его, может, и нужно строить для того, чтобы обеспечить резервные мощности на случай, если что-то пошло не так. А что, если сразу два завода выйдут из строя? А если проблемы будут на железной дороге? Об этом должны думать проектировщики системы, — рассуждает Петр Шкуматов.

Отсутствует генеральный план развития отрасли, дополняет Дмитрий Гусев. Так, например, непонятно, почему ни один регион Дальнего Востока не подключен к госпрограмме развития газомоторного топлива. Ведь это реальная альтернатива бензину.

Мощностей действующих советских НПЗ просто физически не хватает, несмотря на их модернизацию, рассказывает аналитик. А частные компании не торопятся строить новые заводы, потому что это просто невыгодно: рынки потребления топлива сужаются впервые за последние 20 лет. При этом государство в лице Минфина никаких льгот на строительство НПЗ не согласовывает.

По сути дела, у нас Минфин сегодня выступает стопором экономического развития всего Дальнего Востока, — заключает эксперт.

Теги