ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Рублем единым: Медведев намекнул на поглощение Белоруссии Россией

Слегка подзабытую идею объединения России и Белоруссии через переход стран к единой валюте (российскому рублю) реанимировал зампред Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев.

О необходимости «теснее интегрироваться» в рамках союзного государства, в полной мере реализовав «весь потенциал союзного договора» он заявил в понедельник в интервью российским СМИ. По его словам, речь идет об интеграции «вплоть до единой валюты». «Интеграционное движение должно продолжиться, ибо альтернативы никакой нет», – сказал Медведев.

«Это в наших интересах»

Напомним, что идея перевода ЕАЭС на единую валюту озвучивалась президентом РФ еще в 2015 году, но была отклонена Евразийской экономической комиссией, являющейся высшим руководящим органом союза. Против нее активно выступали Белоруссия и Казахстан.

Возвращаясь к идее единой валюты, Дмитрий Медведев в очередной раз повторил, что она соответствует общим интересам всех стран-участников.

«Мы не давим, просто нам представляется, что это в наших интересах», – сказал зампред Совбеза. По его словам, между жителями России и жителями Белоруссии существуют особые братские отношения, а во-вторых – белорусская экономика полностью завязана на российскую. «Они значительную часть товаров поставляют сюда. Их в других местах нигде не ждут», – сказал Медведев.

Большинство опрошенных СНЕГ.TV экспертов-экономистов согласны с замглавы Совета безопасности. Так, по словам исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артема Тузова, переход на единую валюту – это большой шаг для обоих государств, способствующий улучшению качества жизни населения, усилению экономики и увеличению рынка сбыта товаров. Российские потребители давно знакомы с белорусской  сельскохозяйственной продукцией, и она будет пользоваться большим спросом, в случае объединения.

Что касается единой валюты, то ее курс тоже окажется более устойчивым, чем курсы государств по отдельности, – пояснил Тузов. – Особенно это важно в период восстановления экономики после кризиса 2020 года, и на фоне новой американской политики «сильного доллара».

С ним согласен и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, единая валюта для российского и белорусского рынков позволит создать единое расчетное пространство, сократить потери от конвертаций, разработать и внедрить единые процентные ставки и оптимальные условия для развития бизнеса. В результате, экономика объединения стран вырастет по объему, а российский рубль получит дополнительный фактор устойчивости.

Объединение двух экономик, а не только единая валюта, создаст эффект усиления рыночных процессов как в России, так и в Белоруссии, станет залогом стратегического развития, – сказал Артем Деев СНЕГ.TV. – Россия, со своей стороны, значительно укрепит влияние рубля как платежной единицы, распространив его влияние на другие территории.

Идею необходимости объединения двух экономик поддерживает и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, такое расширение – исключительно благотворно для наших стран.

В рамках такого экономического союза устанавливаются взаимные пониженные пошлины на товары, снижаются акцизы, что выгодно предприятиям, – сказал Сигал СНЕГ.TV. – А рост оборота производств дает увеличение их прибыли и проносит дополнительные налоговые поступления в бюджет, часть которого затем распределяется на социальные нужды. Что, конечно, скажется на благосостоянии как россиян, так и белорусов.

Слияние поглощением

С другой стороны, при всех восторженных мечтах о перспективах российско-белорусского экономического объединения, следует понимать, что реальность окажется не столь радужной, как это видят многие эксперты. Экономики России и Белоруссии принципиально различны и объединение их не возможно по определению. Переход же двух стран на единую валюту неизбежно предполагает объединение, или скорее даже поглощение более крупной (российской) менее крупной и развитой (белорусской) экономики.

Более того, белорусское руководство прекрасно понимает, что переход на единую валюту с единым эмиссионным центром (ЦБ РФ) раз и навсегда лишает его власти над своей страной, а саму страну ее суверенитета. В чьих руках находится эмиссионный центр, тот по сути и определяет политику государства.

Другой, не менее значимый момент состоит в сомнительной экономической целесообразности поглощения Белоруссии Россией. Взяв под контроль белорусскую экономику через единую валюту, Москва одновременно берет на себя всю ответственность за ее эффективность (точнее, ее отсутствие). Не секрет, что устаревшая экономика советского образца, сохранялась в Белоруссии исключительно за счет российских вливаний в виде сырьевых скидок, низких пошлин, огромного российского рынка, и крайне низкого жизненного уровня самих белорусов. В случае поглощения, она становится частью российской, со всеми ее базовыми принципами и особенностями.

Для самой России, помимо грандиозного международного скандала и гарантированных санкций, она неизбежно превращается в балласт, тянуть который в условиях кризиса будет весьма проблематично.

Очевидно, что вопрос единой валюты поднят российской стороной исключительно, как сигнал для белорусского лидера, напоминающий ему о его полной зависимости от Москвы. Вероятность же того, что Россия и Белоруссия действительно попытаются перейти к единой валюте невысока. По крайней мере, при нынешних политических и экономических условиях.

Теоретически, Минск мог бы оказаться в квази-рублевой зоне, как это произошло с непризнанными республиками типа ДНР, ЛНР, и Абхазии, но в отличии от них, для Белоруссии такой острой необходимости сегодня не существует.