ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Чем обернется искусственное сдерживание цен на продукты питания

Искусственная заморозка цен на сахар и подсолнечное масло начала давать эффект, и уже поползли разговоры о возможном расширении списка. В числе наиболее вероятных кандидатов называются макароны и зерно. Правительство должно вернуться к обсуждению этой темы по итогам января. Но не стоит забывать, что такая политика имеет свои подводные «булыжники».

Госрегулирование предельной стоимости товаров в дальнейшем грозит привести к их дефициту и всплеску инфляции после отмены ограничений, предупреждают в Счетной палате. К тому же производители и продавцы могут компенсировать выпадающую прибыль ускоренным повышением цен на другие востребованные продукты (мясо, рыбу и так далее), что спровоцирует повышение инфляционных ожиданий у населения.

На этом фоне Банк России может занять «ястребиную» позицию. Регулятор уже ужесточил риторику из-за ускорения инфляции сильнее прогноза, а рынки, до декабрьского заседания закладывавшие еще одно снижение ключевой ставки, теперь начинают настраиваться на ее повышение на горизонте шести месяцев, пишет Bloomberg.

Главное — вовремя остановиться

Цены явно растут и делают это гораздо быстрее, чем хотелось бы российским властям, которые декларируют своей главной целью борьбу с бедностью. Причин тому несколько. Здесь и последствия санкций, и падение цен на нефть, и ослабление рубля, и искусственно созданный дефицит (именно он привел к повышению цен на зерно на 30% к концу 2020 года).

Все это очень дестабилизирует ситуацию, и нужно принимать какие-то меры. Краткосрочная заморозка цен на продукты, наверное, возможна. Такое в истории существовало, — отмечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, член высшего совета «Сильной России» Наталья Оганова.

Но не стоит забывать, что официально в России рыночная экономика. И подобные ограничения должны быть обоснованными и действовать короткое время, которое изначально определено. Если начнет превалировать государственное планирование и регулирование цен, ни к чему хорошему это не приведет, добавляет эксперт.

По ее словам, производители товаров, для которых установлена предельная стоимость, будут просто вынуждены повышать цены на другую продукцию, насколько это возможно, либо сильно понижать качество. Иначе им придется прекращать свою деятельность, потому что с фиксированными ценами в условиях рыночной экономики конкуренция невозможна.

Но так как жизнеобеспечивающие отрасли не могут находиться в абсолютном упадке (их необходимо поддерживать, потому что без хлеба, например, страна не сможет жить), тотальный контроль и расширение перечня продуктов с предельной ценой приведут к тому, что эти отрасли станут дотационными либо полностью обанкротятся и перейдут в собственность государства, предсказывает аналитик.

С учетом того, что пандемия еще в самом разгаре, пока не очень понятно, какие отрасли выдержат весь этот «набор» экономических трудностей и ограничений, а какие нет. С другой стороны, и денег у людей больше не становится. Следовательно, повышение цен не может поддерживаться властью и государством, поэтому давление сверху будет продолжаться, прогнозирует эксперт.

Но абсолютно очевидно, что это не приведет к поддержке отраслей и реальному развитию экономики, — констатирует она.

Комплексное решение

Регулировать цены, устанавливая предельный их уровень на социально значимые продукты, всё равно лучше, чем не регулировать, считает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. А чтобы избежать резкого всплеска инфляции, эти ограничения можно не отменять, а просто постепенно индексировать, планово пересматривая прежний ценовой потолок.

Даже простая отсрочка дальнейшего подорожания основных продуктов — уже польза для наименее обеспеченных семей, так как самый пик проблем с нехваткой доходов ещё не пройден, — сказал СНЕГ.TV эксперт.

В дальнейшем ситуация с работой и зарплатами будет понемногу выправляться по ходу снятия ковидных ограничений, полагает он. Но опять-таки не у всех. У части людей, занятых в сфере услуг и в малом бизнесе, сложные времена могут затянуться, так как для этих предприятий заканчиваются налоговые, кредитные каникулы, а нагрузка и проблемы пока остались. 

Разумеется, одной заморозкой цен на эконом-категории продуктов проблему всё равно не решить. Продукты бывают разного качества, и дешёвым для покупателей могут оставить наименее качественный товар, а продукты «высшего сорта» при этом подорожают. На каждое наименование яблока или марку детского йогурта конкретного завода ценник тоже постановлением правительства не установишь. Поэтому проблемы надо решать комплексно: субсидиями производителям и продовольственными карточками малоимущим, — говорит аналитик.

По его словам, во многом подорожание социальных продуктов обусловлено высокой закредитованностью российских предприятий сельского хозяйства и ростом стоимости логистики (транспортировка и хранение). И чтобы сдержать рост цен, нужно предоставить максимальные субсидии производителям, дать им возможность рефинансировать свои кредиты под самый низкий процент и снизить затраты.

В данной ситуации повышать ключевую ставку ЦБ (то есть стоимость заемных денег) все равно что заливать пожар бензином. И в Банке России это понимают и будут держать линию на максимальную доступность денежной ликвидности, уверен эксперт. Снижать ключевую ставку в текущих условиях регулятор, конечно, не станет, но и ожидать ее подъёма до 5% или выше пока рановато, считает он, в ближайшие полгода-год на такие шаги ЦБ вряд ли пойдёт. 

Теги