ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Состояние нестояния: рубль упал и больше не поднимется

© Коллаж/Снег.TV

Многое из того, что еще недавно казалось нескончаемым и незыблемым, сегодня стремительно уходит в прошлое. Что-то надолго, а что-то и вовсе безвозвратно.

Обессилевший рубль

Совершенно точно мы уже не увидим доллар по 60 рублей, что бы ни говорили некоторые наиболее оптимистично настроенные эксперты. Скорее всего, этого больше не произойдет никогда, или же «возврат в прошлое» все-таки случится, но через какое-то весьма продолжительное время.

Порассуждать на эту тему на днях решился глава Счетной палаты Алексей Кудрин в своем интервью для фильма «Опасный вирус. План спасения» (канал «Россия-1»).

По мнению Кудрина, рубль, рухнувший с начала года на 20%, не вернется к докризисным значениям как минимум в течение ближайшего года. Глава Счетной Палаты прогнозирует падение ВВП России к концу года на 4-5%, а также потери экономики в размере порядка 4,5 триллионов рублей в виде недополученной продукции и минус два триллиона рублей бюджетных доходов.

Что же касается курса рубля, то здесь, по словам Кудрина, «мы останемся близко около тех значений, где мы сейчас находимся, до конца 2021 года».

Для лучшего понимания последствий этого стоит сказать, что сохранение курса на нынешнем уровне приведет к повышению цен на значительную часть потребительских товаров (и не только на них) на 15-20%.

Необходимо отдать должное главе Счетной Палаты, ибо он фактически признал очевидное, намекнув всем тем, кто еще не понял, на бесперспективность рубля в качестве актива сбережения.  

«Если у вас небольшие сбережения, то в целом можно оставаться пока в рублях, если вы будете обращаться к этим средствам. Если вы можете сберегать эти средства, запланировали сохранить больше, чем на год-полтора, то лучше диверсифицировать: часть оставить в рублях, часть оставить в валюте», — сказал Кудрин.

Без вариантов

Опрошенные СНЕГ.TV эксперты также не видят каких бы то ни было возможностей укрепления рубля.

Для рубля нет фундаментальных факторов, чтобы он укрепился сильно к доллару и евро. Общая геополитическая обстановка, усиление глобального экономического кризиса, снижение спроса на нефть и сокращение котировок — все эти факторы влияют на ресурсно-ориентированную развивающуюся экономику страны. Кроме того, есть и внутренние аспекты, не способствующие укреплению рубля: снижение экспортных доходов (из-за падения сырьевых цен и снижения объемов поставок), рост дефицита бюджета из-за недополучения налоговых платежей и сокращения экономической деятельности, падение потребительского спроса из-за сокращения доходов граждан (что бьет по всей экономике РФ), — пояснил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

Кроме того, по мнению Тузова, на курс рубля влияют санкции со стороны США и ЕС, так как ограничивают доступ российского бизнеса к дешевым западным кредитам. Негативные перспективы обусловлены также отсутствием оснований роста нефтяных цен, что означает сокращение доходов бюджета. Резервы Центробанка не бесконечны, а значит, в перспективе они вряд ли будут использованы для поддержки курса национальной валюты. Из всего этого следует, что рубль продолжит курс на плавное ослабление относительно доллара и евро.

Вряд ли эту тенденцию можно назвать хорошей, так как это означает рост цен, что отразится на покупательской способности граждан и росте затрат бизнеса. Но для экспортных поставок слабый рубль выгоден, так как снижает стоимость российской продукции на внешних рынках, — заключает Артем Тузов.

Схожего мнения придерживается и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, считающий, что нынешний уровень нефтяных цен исключает любое укрепление рубля. Оснований же для их повышения пока не предвидится.

Потребность в топливе не восстановилась до докризисных значений. Меньше летают самолеты, сократилось число туристических выездов, меньше потребляет транспортная сфера. Поэтому стоимость нефти не растет, — констатирует Павел Сигал.

Изменить эту ситуацию может только победа над пандемией, однако, по словам эксперта, эффективного средства для предотвращения заболевания пока нет.

Рискнем предположить, что оснований для роста нефтяных цен и, как следствие, курса рубля не появится и в обозримой перспективе. Помимо сокращения потребления, вызванного пандемией, мы наблюдаем активное «позеленение» сознания европейских (и не только) политиков, что неизбежно сказывается на экономических перспективах. Борьба за снижение вредных выбросов и создание «зеленой» энергетики любой ценой будет и дальше способствовать отказу от использования ископаемых углеводородов, зачастую с ущербом для собственных экономик. Снижение их потребления, связанное с пандемией, действительно привело к некоторому сокращению вредных выбросов, что не осталось без внимания «зеленых» политиков. Это означает лишь то, что по окончании пандемии (если она когда-нибудь закончится) борьба против использования углеводородов в энергетике разгорится с новой силой. Со всеми вытекающими последствиями для «углеводородной» России и ее рубля.

Читайте Снег.TV в Яндекс.Дзен