ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

«Это не кризис, а новая реальность»: России подписали приговор

«Оставь надежду, всяк сюда входящий…» — так одной известной фразой можно охарактеризовать все то, что заявил в четверг в Госдуме о ситуации в экономике страны глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Это не кризис…

В ходе своего выступления глава МЭР был предельно откровенен. Он всячески давал понять, что все нынешние потуги правительства, направленные на борьбу с крупнейшим за пять лет падением ВВП, напрасны, так как не способны вернуть ситуацию к тому, что было еще несколько лет назад. Речь идет не о борьбе с кризисом (он уже давно победил), а о том, как жить в навязанных этим «победителем» условиях.

По словам Решетникова, необходимо уже уйти от понятия «антикризис». «Это не кризис уже, это новая реальность, — отметил он. — Нам дальше придется в ближайшее время жить в этой реальности».

…а новая реальность…

С министром трудно спорить, ситуация в экономике и вообще в стране изменилась основательно. Экономика, базировавшаяся на экспортно-сырьевых доходах, долгое время позволявшая поддерживать относительно высокий уровень жизни в стране, сломалась, причем окончательно. Все началось еще несколько лет назад, когда Европой был взят курс на постепенный отказ от углеводородного топлива. Однако этот процесс обещал оказаться небыстрым, и постепенное «позеленение» Старого Света не так сильно отражалось на импорте российских энергоносителей. Пандемия COVID-19 ускорила эти процессы. С одной стороны, потребление топлива упало по всему миру, а с другой, европейские «зеленые ветры» подули с новой силой. В результате топливно-энергетический экспорт уже не в состоянии выступать в качестве главного и, по сути, единственного источника экономического благополучия России.

Казалось бы, в условиях сокращения или отсутствия топливно-сырьевого экспорта в роли палочки-выручалочки должен был выступить внутренний рынок. Однако и здесь все пошло не так. Глобальная пандемия и жесткий локдаун, зачем-то объявленный российскими властями минувшей весной, привели к полной парализации внутреннего рынка и началу краха всей производящей товары экономики.

Даже если в обозримой перспективе миру и удастся преодолеть охвативший его коронакризис, это уже вряд ли поможет российскому производственному сектору. Частично спасти ситуацию могут лишь государственные вливания, но и они, как известно, не бесконечны. То же, что будет дальше, выглядит одной большой «терра инкогнита», образно называемой многими «новым миром».

Таким образом, Максим Решетников говорит пусть и неприятную, но правду. Мир и Россия медленно, но уверенно вступают в «новую реальность», центральным местом которой будут явно не экспорт углеводородов и отверточная сборка. В то же время России нечего предложить миру, кроме этого, что и вызывает нешуточное беспокойство…     

Вперед и вниз

Развивая идею «новой реальности», МЭР полагает, что в этом году российская экономика упадет на 3,9%. И это еще весьма оптимистичные прогнозы. Так, по расчетам МВФ, спад в российской экономике составит 4,1%, Всемирный банк полагает, что это будет 5%, а ОЭСР — 6%.

Для простых россиян эта «новая реальность» обещает резкое падение уровня потребления. Многим придется забыть о хороших автомобилях, путешествиях, качественном образовании и медицине. А возможно, и не только об этом.

Читайте Снег.TV в Яндекс.Дзен

4 комментария

Комментировать

  • Нас спасет ггоспроизволств и закон о запрете эксплуатации человека алчностью и жадностью другого человека.

  • Нас спасет госпроизводство и запрет на эксплуатацию человека алчностью другого человека