ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Чем опасен для России приход нового президента США

© Коллаж/Снег.TV

Стабилизация мировых нефтяных цен в районе отметки 40 долларов за баррель дала российской экономике призрачный шанс миновать худшего исхода, и обойтись без радикального сокращения бюджетных расходов. Однако, сложившийся на рынке статус-кво может казаться недолгим, и нефтяные цены могут снова продолжить свое падение.

А «демократический кандидат» против

Обвал цен на нефть может продолжиться с приходом в американский Белый Дом 77-летнего кандидата на пост президента США Джо Байдена. По последним данным опросов он опережает действующего президента Дональда Трампа уже на 15%, что делает шансы Трампа на второй президентский срок все более призрачными.

Как заявлял сам Байден в своей статье в Foreign Affairs, в случае его избрания президентом, он намерен снять санкции с Ирана и вернуть разорванное «ядерное соглашение» с Исламской республикой.  

Напомним, США вышли из соглашения по инициативе Дональда Трампа. В результате этого, иранская нефть была устранена с рынка, что послужило поддержкой для стоимости барреля. Возвращение Ирана в «игру» приведет к росту предложения нефти и падению цен на нее.

Чем страшен Иран?

Если с Ирана будут сняты санкции и страна опять сможет начать продавать свою нефть, на глобальный рынок может поступить до 2 млн баррелей нефти в сутки, – пояснил СНЕГ.TV руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Если раньше Иран добывал в среднем около 4 млн баррелей в сутки, то сейчас добыча упала в два раза. В 2018 году Тегеран продавал на внешних рынках 2 млн баррелей в день, а сейчас – 100-200 тысяч баррелей.

Понятно, что после возможного снятия санкций, Иран не может нарастить экспорт одномоментно. В теории, для этого ему понадобится время, а следовательно, шокового эффекта для рынка можно будет избежать. Это предположение справедливо, но лишь частично.

По мнению Артема Деева, Иран будет восстанавливать добычу не сразу, это займет время, но для улучшения экономической ситуации в стране он скорее всего начнет продавать нефть из резервов. В настоящий момент страна накопила более 54 млн баррелей сырья в танкерах и 60 млн баррелей – в хранилищах, которые заполнены на 85%.

Возвращение Ирана на мировой рынок нефти может обрушить котировки до 30-35 долларов за баррель, т.к. при сокращении спроса (до конца года прогнозируется, что мировой спрос будет ниже на 9 млн баррелей в сутки, чем годом ранее) «лишнее» предложение еще больше усугубит дисбаланс, – прогнозирует эксперт. – Цены ниже 40 долларов за баррель могут привести к тому, что банкротства американских сланцевых компаний продолжатся.

Низкие цены на нефть, полагает Деев, также окажутся не в интересах России. Для стабильного исполнения бюджета ей нужна стоимость черного золота не ниже 60-70 долларов за баррель. Это нужно для того, чтобы и производители получали прибыль, а Фонд национального благосостояния пополнялся.

Очевидно, что в случае начала распродажи Тегераном накопившихся запасов, ни то, ни другое становится невозможным.

Ставка на «маленькую победоносную»

Впрочем, в реализацию планов Байдена по возобновлению нефтяной сделки с Ираном верят далеко не все.  

Я сильно сомневаюсь в возможностях Байдена возобновить ядерную сделку с Ираном, – говорит вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. – В этом не заинтересован никто – ни американские нефтяники, ни страны Персидского залива (в первую очередь Саудовская Аравия), ни Израиль, который имеет огромные лоббистские возможности в Вашингтоне.

Вязовский апеллирует к тому, что практически каждый новый президент США из демократов начинает собственную войну. С кем могут воевать Штаты – задается вопросом эксперт. С Северной Кореей?

У этой страны есть ядерное оружие и средства его доставки, – рассуждает он. – А вот у Ирана ядерной бомбы еще нет и у ястребов в Вашингтоне может возникнуть желание кардинально решить вопрос с этой страной. И даже резкий скачок цен на нефть из-за войны в Персидском заливе для Штатов, борющихся с дефляцией – может стать благом.