ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Работа за счастье: россиян ждет рекордная безработица

Одним из главных и наиболее болезненных следствий любого экономического кризиса является массовая безработица. Нынешний кризис, глубина и «профиль дна» которого до конца еще не ясны, не станет в этом случае исключением.

Безработица идет

Затяжные «каникулы» обусловленные эпидемией коронавируса несколько смазали эффект надвигающейся безработицы, но сейчас, по мере снятия ограничений, все большему числу россиян становится понятно, что жить и работать «как раньше» им уже не придется.

О росте безработицы со снятием эпидемиологических ограничений заявил в понедельник, во время совещания у президента, министр труда и социальной защиты России Антон Котяков. По его словам ха две последние недели число официально зарегистрированных безработных выросло на 16% до 2 млн 424 тыс. человек.

Для столь короткого срока это весьма серьезная и опасная цифра.

Почти за неделю до Котякова, со своим прогнозом относительно развития безработицы в РФ выступили эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По их расчетам с рисками увольнения, уменьшения или задержки зарплаты, а также вынужденного отпуска столкнется порядка половины работающих граждан РФ. Это объясняется последствиями эпидемии коронавируса, приведшей к временному или постоянному закрытию предприятий и падению объемов производства.

По результатам исследования РАНХиГС, потенциально уязвимых к последствиям эпидемии 49,7% всех россиян занятых на рабочих местах. В общей сложности в группе риска (остаться без работы) находятся около 35 млн работающих.

В их число в первую очередь входят самозанятые и индивидуальные предприниматели; работники наиболее пострадавших отраслей (транспорт и связь, торговля, обслуживание, питание, спорт, туризм, образование, наука и культура, развлечения), неустойчиво занятые — граждане с серыми заработками или зарплатой ниже прожиточного минимума.

Но, так ли все страшно?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, так как всплеск безработицы России (и не только) гарантирован, но все будет зависеть от силы и продолжительности этого всплеска.

Сомнений в том, что работы лишится половина россиян добавляет и тот факт, что более 50% занятости в России приходится на госсектор, где массовые сокращения никогда не приветствовались. В связи с этим, скорее всего вместо увольнений, сотрудникам госпредприятий грозит скорее снижение зарплат, лишение бонусов и премий, а также отпуска за свой счет.

Куда большие трудности могут ожидать небольшие частные предприятия, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики. Однако и здесь преждевременно говорить о полном крахе. Спрос на услуги этой части бизнеса сократится, но полностью не исчезнет. По этому, с большой степенью вероятности стоит ждать не закрытия таких предприятий, а радикального снижения ими издержек, то есть их ухода в «серую» зону, где можно хорошо сэкономить на налогах и других платежах государству.

Гораздо большую опасность для рынка труда мог бы представлять технический прогресс с тотальной автоматизацией и роботизацией процессов, но до такого в России пока еще далеко.   

Все это, конечно не означает, что прогнозы по росту безработицы неверны, просто масштабы этого роста скорее всего окажутся не столь радикальными, как об этом говорят некоторые эксперты.