ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Обреченные на неравенство: в России растет пропасть между богатыми и бедными

© Коллаж/Снег.TV

Последние статистические данные продолжают демонстрировать существенное неравенство уровня жизни в различных российских регионах.

Согласно рейтингу регионов по уровню благосостояния семей по итогам 2019 года в России продолжает лидировать Ямало-Ненецкий округ в девятый раз возглавляющий рейтинговую таблицу. В числе аутсайдеров традиционно выступают регионы Северного Кавказа, Псковская, Ивановская области и другие.

В основе составления рейтинга лежит максимально возможный остаток денежных средств семьи со средней для региона зарплатой после минимальных расходов. Расчеты базируются на данных Росстата. Для среднестатистической российской семьи с двумя работающими родителями и двумя детьми максимально возможный остаток составляет сегодня 37,5 тысячи рублей. Однако, реальные значения данного показателя по России сильно разнятся в зависимости от региона.

Нефть и газ – наше все

Для лидера рейтинга – Ямало-Ненецкого автономного округа, максимальный остаток средств после всех трат составил 88,5 тысячи рублей, при том, что в прошлом году его значение составило 128,5 тысячи рублей.

Сразу за ЯНАО в топе рейтинга следует Сахалинская область с максимально возможным денежным остатком в 72,7 тысячи рублей. Следом идут Москва, где максимально возможный денежный остаток составляет 65,8 тысячи рублей, и Санкт-Петербург с 57,3 тысячами рублей.

Замыкает пятерку лидеров Ханты-Мансийский автономный округ. Там в среднестатистической семье с двумя детьми после минимально возможных затрат остается 56,8 тысячи рублей. Максимальный свободный остаток денежный средств превосходит средний общероссийский уровень также в Чукотском и Ненецком автономных округах, Республике Саха (Якутия), Магаданской, Московской и Тюменской областях.

В числе аутсайдеров по итогам 2019 года находятся: Республика Калмыкия с максимально возможным свободным остатком после минимальных расходов семьи всего лишь в 9 тысяч рублей, Брянская область (8,9 тысячи рублей), Республика Дагестан (8,3 тысячи рублей), Республика Ингушетия (8,1 тысячи рублей), Алтайский край (7,9 тысячи рублей), Карачаево-Черкесская Республика (6,4 тысячи рублей), Псковская область (5,7 тысячи рублей), Ивановская область (5,1 тысячи рублей), Чеченская Республика (4,2 тысячи рублей) и Кабардино-Балкарская Республика (1,02 тысячи рублей).

Все по классическим канонам

На самом деле, ничего особо удивительного в таком распределении регионов нет. Рейтинг построен на основе данных 2019 года, а значит в нем не учтены последние изменения, вызванные серьезными переменами на мировом нефтегазовом рынке, а также пандемией коронавируса. По этому, распределение в очередной раз указывает на главные политико-экономические особенности России – высокую доходность в сырьевых областях, неравномерное распределение населения по территории страны, а также общую неэффективность и низкую доходность несырьевых отраслей экономики.

Высокий показатель в ЯНАО, ХМАО, и на Сахалине объясняется тем, что при высокой доходности нефтегазодобычи (основные доходные отрасли этих регионов) численность населения этих регионов крайне невелика. Это означает, что больший доход распределяется среди меньшего количества его получателей, что и обеспечивает столь благоприятную статистику.

Куда более «продвинутыми» и сбалансированными в этом плане кажутся Москва и Санкт-Петербург. Здесь также присутствует определенная доля сырьевых доходов (головные компании сырьевиков часто регистрируются в столицах), но помимо этого, существенная часть доходов генерируется и в несырьевых отраслях – строительство, финансы, IT, сфера услуг и пр.

В отличии от сырьевых регионов, население в столицах достаточно велико. Однако сравнительно высокий уровень «максимально возможного свободного остатка» говорит о том, что экономика здесь более эффективна и диверсифицирована.

С аутсайдерами рейтинга также все понятно – ситуация в этих регионах не изменяется десятилетиями. Не имея эффективных высокодоходных отраслей, они продолжают жить за счет дотаций федерального центра, которых хронически на всех не хватает. Особенно, учитывая местные особенности распределения благ региональными властями.

Что год 2020 нам готовит?

На этом фоне большой интерес представляет, изменится ли этот сложившийся статус-кво по итогам 2020 года, учитывая обвал нефтегазового рынка и пандемию коронавируса.

Нефтегазовая отрасль оказалась в довольно тяжелой ситуации, когда нефтяные цены уходили ниже «уровня отсечения». Однако, это вряд ли станет сильным ударом по уровню «максимально возможного свободного остатка» для сырьевых регионов. Во-первых, сырьевой сектор был и остается главным и единственным естественным генератором доходов. Даже если их объем и сократится, поступление доходов полностью не прекратится даже в нынешних сложных условиях.

Во-вторых, как уже отмечалось выше, население этих регионов довольно малочисленно, и поддержание его высокого жизненного уровня не будет излишне затруднительным.

Гораздо сложнее, в нынешней ситуации, придется российским столицам, и есть все основания полагать, что уровень «максимально возможного свободного остатка» здесь будет снижаться. Причиной тому, снижение спроса и резкое падение доходов в несырьевых отраслях, их значительная диверсификация, и достаточно высокий уровень населения в Москве и Санкт-Петербурге.