ВОЕННОЕ ДЕЛО ЖИЗНЬ

Офицер против Минобороны: ради чего в Москве голодает майор Скубак

© Коллаж/Снег.TV

В Москве уже 17 дней голодает отставной офицер Вооруженных сил Владимир Скубак. Бывший военнослужащий третью неделю подряд пикетирует Министерство обороны Российской Федерации и администрацию президента России с требованием восстановить его законные права — обеспечить полагающимся, согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», жильем.

За время своего пребывания в столице Владимир успел записать обращения к президенту Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу, однако, судя по всему, пока так и не смог достучаться до высоких кабинетов.

Искать справедливости в Москве Владимир Скубак приехал из Новосибирска, где до 2015 года служил в Глуховской дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Четыре года назад он написал заявление об увольнении из рядов Вооруженных сил по состоянию здоровья. К тому моменту Владимир имел 22 года выслуги и состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья.

В беседе с журналистом «СНЕГ.TV» Владимир подчеркнул, что, согласно действующему Федеральному закону, уволить со службы без предоставления положенной недвижимости или средств к ее приобретения его не имели права. Тем не менее, это произошло.

Поездка на Украину

Сложные отношения с руководством Глуховской дивизии у собеседника издания возникли еще до ситуации с увольнением. В 2014 году Владимир был вынужден в нарушение действовавших служебных предписаний выехать на территорию Украины, где в тот момент оказался ребенок его бывшей жены, фактически брошенный матерью.

«В начале 2014-го со мной связались граждане Украины и сказали, что оказывают помощь сыну моей бывшей жены. Ребенок родился при мне, я воспитывал его как родного, хотя не являюсь его биологическим отцом. Чтобы мне получить разрешение на выезд, нужно ждать ответ от 3 до 6 месяцев. Дело было в марте. Разрешение я бы получил в июне-сентябре. А в 2014 году летом было Дебальцево, Иловайск. Мягко говоря, россиян там не жаловали», — вспоминает ситуацию Владимир.

Решив, что не может бездействовать в сложившейся ситуации, Владимир попытался найти поддержки в Министерстве иностранных дел и у уполномоченного по правам ребенка. Однако обращения в обе инстанции эффекта не возымели. Оказать содействие офицеру Вооруженных сил там не смогли.

Тогда я встал перед дилеммой. Либо я его бросаю на территории Украины, и никогда его не вытащу, либо, наперекор всему, еду вывозить его сам. Ничего не побоявшись.

В итоге 14 марта Владимир вылетел на Украину, откуда при содействии сотрудников российского посольства ему удалось перевезти ребенка к себе домой. Три дня спустя они вернулся в Новосибирск.

Владимир с пасынком после возвращения в Россию

Военная тайна

После возвращения на место прохождения службы Владимир лично уведомил о факте и причинах своей поездки командующего частью.

Несмотря на эмоциональную реакцию непосредственного начальника, весь следующий год он прослужил в привычном для себя режиме. Руководство Глуховской дивизии не стало инициировать служебной проверки, Владимира не отлучили от доступа к государственной тайне.

Командир части на моих глазах побледнел. И с того момента долго ничего не происходило. Я более года заступал на боевое дежурство, заступал дежурным по части.

Проблемы начались, когда Владимир решил в судебном порядке добиться выплаты денежного довольствия, предусмотренного на время учебного отпуска военнослужащего. Речь шла о сумме около 200 тысяч, однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы испортить отношения и с командиром части, и с военным прокурором.

«В апреле 2015-го меня вызвал заместитель военного прокурора. Спросил, выезжал ли я на территорию Украины. Я прямо спросил: вы хотите раскручивать этот вопрос? Он сказал: да», — вспоминает предысторию своей ситуации Владимир. 

В итоге доступ к государственной тайне был ограничен, однако офицер продолжил работу в части, получив за свою поездку представление о неполном должностном соответствии.

Квартира в Краснодаре

«Летом 2015 года Владимир Путин внес изменения в Федеральный закон о статусе военнослужащего. Теперь в законе черным по белому было сказано, что военнослужащий, признанный нуждающимся в обеспечении жильем, без своего согласия не может быть уволен», — вспоминает Владимир.

Именно в этом году он принял решение покинуть ряды Вооруженных сил. Основанием для ухода в запас стало медицинское заключение Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко. В апреле того же года региональное управление жилищного обеспечения Минобороны признало Владимира, а также его супругу и дочь нуждающимися в обеспечении жильем. Дело оставалось за малым.

Однако в дальнейшем ситуация стала развиваться не по тому сценарию, который предполагал офицер. Заветной жилплощади (согласно документам, Владимиру полагается получение жилищной субсидии на покупку недвижимости в выбранном им регионе — Краснодарском крае) перед увольнением он так и не увидел, оставшись проживать в служебной квартире, предоставленной ему и его семье в 2011 году.

Я написал: «прошу уволить меня по состоянию здоровья, выслуга такая-то, состою на учете в качестве нуждающегося, своего согласия на увольнение до обеспечения жильем я не даю». В рапорте это было указано. В итоге просто позвонили из аппарата командующего РВСН и приказали уволить.

Попытка отстоять свои права в суде успехом не увенчалась. Новосибирский гарнизонный военный суд не усмотрел нарушений в действиях Министерства обороны, придя к выводу, что «право истца на получение жилищной субсидии может быть им реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы».

Фрагмент решения Новосибирского гарнизонного военного суда

В свою очередь Владимир доводы суда убедительными не считает. По мнению собеседника Снег.TV, в ФЗ «О статусе военнослужащих» четко прописаны обязательства военного ведомства перед уходящими в запас офицерами с определенной выслугой лет.

«Вы понимаете, согласно 23 статье Федерального закона, военнослужащие, имеющие выслугу 10 и более лет, увольняющиеся, в том числе, по состоянию здоровья, состоящие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем, не могут быть уволены из рядов вооруженных сил без их согласия до обеспечения жильем. То есть, ключевой момент — мое согласие», — комментирует свою позицию Владимир Скубак.

Статья 15.8 ФЗ «О статусе военнослужащих»
Статья 23.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Отчаявшись добиться правды в суде, Владимир Скубак перешел к тактике пикетирования органов власти.

Пикеты

Первой инстанцией, обратившей внимание на проблему отставного офицера, стало представительство президента в Сибирском федеральном округе. К решению обратиться напрямую к главе государства Владимир пришел, решив, что военное ведомства и органы военного правосудия не заинтересованы в объективном рассмотрении его ситуации.

«Я хочу получить ответ от президента РФ. Не то чтобы я страдаю манией величия, но хочу, чтобы мне адекватно ответили на мои вопросы. Я сомневаюсь, что военная прокуратура РВСН будет говорить правду, они своих будут отмазывать до конца. Я сомневаюсь, что председатель Верховного суда скажет мне, почему судьи военной коллегии ВС по очевидным вопросам принимают такие решения. Я сомневаюсь, что министр обороны будет передо мною отчитываться за действия своих непутевых генералов. Единственный, кто их может напугать — это президент», — прокомментировал свое решение Владимир в интервью изданию «Сибирь.Реалии».

Общение с уполномоченным представителем сначала складывалось в позитивном для Владимира ключе, однако после встречи полпреда с генералами, представившими доверенному лицу Путина вступившие в силу решения суда, дело забуксовало.

Далее Владимир направился напрямую в Москву. В августе 2018 года он провел одиночный пикет у главного здания Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной. Заявивший о своих правах офицер, видимо, сильно испортил, привычный сотрудникам центрального аппарата пейзаж. Вечером Владимир Скубака доставили в военную комендатуру города Москвы, где, по его словам, к нему применили физическую силу.

О произошедшем офицер в тот же день заявил в полицию, однако сотрудники МВД предоставили возможность разбираться с делом отставника военным структурам.

Как меня выпустили из военной прокуратуры, я написал два заявления в Хамовнический отдел полиции, о том, что препятствовали проведению пикета, и о том, что похитили личные вещи. Сотрудники полиции направили их на рассмотрение тому же военному коменданту Москвы. Круг замкнулся.

Голодовка

В 2019 году Владимир Скубак вновь вернулся в Москву с тем же требованием. С тех пор, как Новосибирский гарнизонный военный суд решил, что право военнослужащего «может быть реализовано и после увольнения с военной службы» прошло три с половиной года, однако вопрос по-прежнему остается в подвешенном состоянии.

На этот раз Владимир расширил географию своих протестов зданием управления делами президента. 22 апреля офицер объявил голодовку. На момент выхода материала она продолжается уже 17-й день.

Общение с сотрудниками ОВД Китай-город

По словам самого офицера, отступать на этот раз он не намерен. Несмотря на несколько инцидентов с участием представителей китайгородского ОВД, неоднократно доставлявших Владимира в отдел под самыми разнообразными предлогами, каждый день он выходит на новую акцию.

Несмотря на изрядно пошатнувшееся здоровье, в общении с представителями правопорядка и официальными лицами, временами обращающими внимание на одиночный пикет, Владимир демонстрирует офицерское спокойствие и выдержку.

Держусь на морально-волевых качествах. Поймите меня правильно, если я сейчас начну описывать все мои симптомы — у меня супруга медик, если она это прочитает, оторвет все, что только висит… Но, в целом, плохо, гораздо хуже, чем я оцениваю. У меня тахикардия появилась, одышка… Плохо соображаю, память стала как у аквариумной рыбки.

Промежуточные результаты, добытые путем демонстративного истязания собственного здоровья, сложно называть позитивными подвижками, однако за минувшие две с лишним недели у Владимира есть и определенные успехи.

Офицер уверен, что о его ситуации известно в Министерстве обороны, недавно ему удалось запустить разбирательство и по линии администрации президента. По словам Владимира, на минувшей неделе ему удалось попасть в поле зрения советника организации.

«Я стоял возле приемной президента, проходил этот советник, было видно, что он обратил внимание. После того, как он зашел в здание приемной, оттуда выскочила женщина, начала со мной разговаривать. Причем так любезно, как будто я родной сын президента Российской Федерации. Меня тут же приняли вне очереди и написали заявление в Главную военную прокуратуру. Я думаю, что без пинка советника президента там не обошлось», — рассказал собеседник издания.

Кроме того, в ближайшие дни соответствующие запросы в Министерство обороны и Главную военную прокуратуру должен направить член совета по правам человека при президенте.

Поймите меня правильно, командующий РВСН в курсе, что нарушены мои права, департамент жилищного обеспечения в курсе — они все всё знают, но никто ничего не делает. Восстановить мои права — на это им нужно буквально считанные часы

Лишение права на ношение формы

6 мая Владимир Скубак столкнулся с новой неожиданной сложностью. Во время пикета у здания Министерства обороны к нему подошла группа военных, вручившая под роспись некий документ.

Как стало понятно вечером того же дня, в представленном Владимиру Скубаку приказе содержались изменения, лишающие его права ношения военной формы.

Очередной вояж в китайгородский ОВД закончился для офицера протоколом об административном правонарушении и конфискацией обмундирования.

Мнение эксперта

За комментарием по поводу ситуации Владимира Скубака «СНЕГ.TV» обратился к адвокату Олегу Цуканову.

С точки зрения закона, если согласия на увольнение до предоставления жилого помещения нет, то увольнять нельзя, если согласие есть – увольнять можно. Естественно, с оставлением в списках нуждающихся. В данном случае проблема заключается в том, что надо было в судебном порядке оспаривать сам факт отсутствия этого согласия. Если есть спор с теми, кто должным образом не реализует права гражданина, есть способ решения этой ситуации в судебном порядке. Если судебное решение, с точки зрения которого согласие военнослужащего на увольнение существовало, то принявшее решение об увольнении командование право. Если этого не было – соответственно, не право.
В той ситуации, когда истец предполагает, что правоприменение идет по пути кривого, неверного толкования различных положений закона, существует Конституционный суд Российской Федерации, плюс, пока Россия не вышла из ПАСЕ, можно обратиться в Европейский суд по правам человека.

Напомним, ранее «СНЕГ.TV» рассказывал историю другого бывшего военнослужащего Сергея Школьного. 20 лет назад его уволили из рядов Вооруженных сил из-за письма на имя министра обороны с просьбой разобраться в причинах нечеловеческих условий содержания солдат на гаупвахте.

8 комментариев

Комментировать

  • Дурак и провокатор мог бы из своих друзей попросить съездить за ребенком. Он офицер и не может быть чтоб не знал что армия это не детский сад.

    • Решил найти себе приключений, вот и нашел их. Теперь он обижен, его все обманули. Ведь не факт на Украине он мог слить секретную информацию.

  • Если бы его проблема имела массовый характер, то уже давно бы набежала и присоединилась к нему огромная толпа отставников.
    А так, даже не вникая в детали, видно, что сам косячник.
    А может еще хуже-на украине его завербовало ЦРУ.

    • Вообще-то эта проблема имеет массовый характер. Люди просто судятся с государством годами.
      Зайдите на военные форумы и почитайте, прежде чем голословно утверждать.
      Государство кидает офицеров. Пока люди судятся годами (у кого деньги есть), растет стоимость жилья, и эту разницу никто не компенсирует.
      Массово не выходят, потому что, во-первых, у всех разные сроки получения жилья. Во-вторых, к сожалению, много сдавшихся. В-третьих, судятся. Это намного эффективнее. А то что обман есть, это 100%.

    • Сам служил, уволился , всё получил, и все до одного мои коллеги тоже получили. Я никогда не видел и не слышал чтобы после увольнения кому положено не дали квартиру. Поехать даже в Москву он не имел права без согласия начальника Новосибирского гарнизона гарнизона! Даже в близкий Красноярск не мог, а он махнул на Украину. Мальчик наверняка жил у родни, мог бы денег прислать и послать гражданского знакомого чтобы привёз. День туда день обратно. Мутно всё…

      • а разрешили бы ребенку с чужим дядей через границу ехать? Может он потому и поехал, что никто другой права не имел чужого ребенка через границу везти.

    • Путин уже 17 лкт на посту Президента на ЦРУ , жидов, Китай работает… все сдал, а ты про майора…