ЖИЗНЬ НЕДВИЖИМОСТЬ ЭКОНОМИКА

Зачем понадобилось принудительно отбирать квартиры у россиян

На днях в Госдуму был внесен законопроект, существенно расширяющий полномочия местных властей в части строительства. Официально его целью является «обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан». В основу проекта заложено понятие «комплексное развитие территорий».

Снеси это

На деле в документе содержится куда больше «интересных моментов», главными из которых являются положения, которые разрешают местным властям реализовывать программы, предполагающие снос любых многоквартирных домов. При этом квартиры, находящиеся в собственности жителей, могут изыматься у них без их разрешения. Под снос для создания «благоприятных условий проживания граждан» могут быть отправлены не только аварийные и ветхие, но и вообще любые дома.

Напомним, что законопроект внесен в виде проекта поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ. Его авторами являются сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко, а также глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

За основу блока поправок взята нормативная база программы московской реновации. Жителям домов под снос обещано переселение в равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем городе. В случае деления городской территории на районы переселение жильцов предполагается осуществлять и в границах района. Собственникам предоставляется возможность выбрать взамен изъятого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию.

Решение о включении того или иного дома в аналогичную региональную программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей жилья. Исключить дом из программы разрешается одной третью голосов. Правда, порядок учета голосов будет определяться представителями местных властей.

Реновация без предела

В чем может заключаться смысл предлагаемого законопроекта, и какие цели он преследует?

Судя по всему, главной целью внесения поправок является распространение московской программы реновации на остальную территорию страны, о чем свидетельствует сходство документов почти до буквы.

В том, что рано или поздно отработанные в Москве схемы разойдутся по всей стране, сомнений никто не испытывал. Массовое строительство становится сегодня стратегическим направлением в российской экономике на фоне постепенного увядания нефтегазового сектора и сокращения притока нефтедолларов в страну. Основные преимущества акцента на этой отрасли заключаются в том, что, во-первых, она практически не завязана на внешнюю конъюнктуру, а во-вторых, источником ее финансирования являются деньги населения, старающегося решить жилищную проблему. Учитывая крайне низкий уровень обеспеченности жителей РФ собственным жильем, потенциальный объем рынка здесь достаточно велик. Даже в случае экономического спада он продолжает подпитываться за счет накоплений граждан (отложенных на покупку жилья) и ипотечного кредитования. Следовательно, запустив «всероссийскую реновацию», можно обеспечить довольно мощный «пылесос», позволяющий выкачать из населения те средства, которые невозможно получить никаким иным законным путем.

Впрочем, у «новой реновации» есть как минимум одна важная особенность, отличающая ее от московской программы. Это возможность принудительного изъятия у граждан жилья в домах, предназначенных под снос.

Человейники идут в регионы

Очевидно, что пропихнуть этот пункт в законопроект пытаются неспроста. Дело в том, что, в отличие от абсолютно ликвидных московского, подмосковного или санкт-петербургского рынков жилья, рынки других городов и регионов имеют массу особенностей. В первую очередь это касается зависимости ликвидности рынка от местоположения объектов. Попросту говоря, в ряде мест строить и продавать жилье можно только в определенных районах (или даже небольших точках), тогда как вся остальная территория таких населенных пунктов не представляет для застройщиков никакого интереса. Но, как правило, все эти «интересные» места уже застроены жильем, зачастую вовсе не являющимся ни ветхим, ни аварийным. Начать строительство там многоквартирных зданий можно только после сноса того, что находится там сейчас.

И здесь возникает главная проблема: значительная часть проживающих в таких домах людей вовсе не горят желанием разменивать свою условную пятиэтажку со сложившейся инфраструктурой на огромный бетонный «человейник». Эти люди хорошо знакомы с примерами московской реновации, и далеко не все из них хотят стать участниками аналогичной программы у себя дома.

При этом значительная часть жителей таких городов и регионов, чье место проживания не столь удачно и престижно, напротив, хотят переселения «по реновации» в надежде на улучшение своих жилищных условий. Во многом именно они и формируют данные опросов, согласно которым за реновацию выступает порядка 70% жителей российских регионов.

Возможность выселять владельцев жилья, изымая у них собственность принудительно, позволяет очистить от прежней застройки самые лучшие места. При этом застройщику не придется связываться с многочисленными «шанхаями» и «гадючниками», где невозможно ничего продать. Не менее важное значение имеет и роль местных властей в проведении голосований и подсчета числа желающих поучаствовать в реновации.

Таким образом, предложенные поправки, судя по всему, призваны всего лишь упростить процесс прихода реновации из Москвы в другие российские регионы. Они определенно играют на руку строительным компаниям и местным властям, при этом неся с собой существенные риски для части населения регионов, владеющей пусть не новым, но вполне качественным жильем.