ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Антибезработица: почему сокращается количество работающей молодежи?

Коллаж/ sneg.tv

В 2021 году количество работающих россиян моложе 30 лет снизилось на 433 тысячи человек. При этом численность наиболее работоспособной категории в возрасте от 20 до 29 лет сократилась более чем на 460 тысяч человек, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

По оценкам исследователей, основные потери понесла возрастная группа 25-29 лет (рожденные в кризисный период 1992-1996 годов) – минус 452,5 тысячи человек. Занятых в возрасте 20-24 лет стало меньше на 8 тысяч. Зато на рынок начало выходить поколение нулевых: число работников 15-19 лет увеличилось на 26,8 тысяч человек.

Сокращение количества молодых работников происходит на фоне роста занятости в целом. Общее число работающих россиян достигло 72,3 миллиона человек – это максимум для российского рынка труда за последние два года и на 1,84 миллиона человек превышает показатель 2020 года. 

Катимся в яму

Количество молодых работников стремительно сокращается все последние годы: российская экономика пожинает плоды демографического провала 90-х. За 11 лет численность занятых в возрасте до 30 лет уменьшилась на 33,7%, или на 6 миллионов человек, говорится в обзоре. С этим согласны и эксперты, опрошенные СНЕГ.TV.

О том, что число молодежи будет сокращаться именно ближе к 2020-м годам, предупреждали демографы. Поколение Y – люди, рожденные в 1990-е годы прошлого века – очень малочисленное. В тот период снижение рождаемости было связано с серьезным экономическим падением в нашей стране, ростом бедности. Потери в населении были сравнимы с итогами Второй мировой войны, – напоминает управляющий партнёр коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.

Сокращение числа работников в прошлом году произошло только в трех возрастных группах – от 20 до 24 лет, от 25 до 29 лет и от 70 лет (на 24 тысячи). При этом в первой возрастной группе безработица составляет 15,4%, а во второй – только 5%, тогда как средняя безработица по России – 4,3%, отмечает старший аналитик компании Esperio Антон Быков. 

Получается, что в той возрастной группе, где и зафиксирована основная доля сокращения занятых (25-29 лет), безработица достаточно низкая, то есть уровень занятости высокий – 95%. Значит, причина уменьшения  занятых в этой возрастной группе исключительно демографическая – та самая демографическая «яма» 1990-х годов, когда рождаемость в России была значительно ниже, чем в 1980-х годах, – констатирует он.   

В ожидании «зетов»

На смену поколению Y идет поколение Z или миллениалы – те, кто рожден на границе веков, в 2000-е годы. Их больше: после провала 1990-х в начале XXI века рождаемость начала расти. Так что в самой проблемной возрастной категории от 25 до 29 лет ситуация начнет меняться в лучшую сторону после 2025 года, когда «зеты» начнут приходить на смену «игрекам», предполагает Антон Быков.    

Но есть современная мода на удаленный режим работы, дауншифтинг и так далее, указывает Иван Самойленко. По его словам, поколение Z в принципе не считает обязательным такой же формат работы, как у родителей, – ходить каждый день на работу и зарабатывать деньги на жизнь. Они предпочитают более свободное трудоустройство в интернете и меньше думают о заработке, об обеспечении финансовой стабильности или накоплениях на пенсию. Поэтому миллениалы не смогут полностью заместить поколение Y.

Число молодых людей, занятых на привычных рабочих местах (не связанных с новой цифровой, виртуальной экономикой), будет сокращаться и дальше, – прогнозирует эксперт.

Бедствие для экономики

Для российской экономики столь сильное сокращение наиболее активной, с точки зрения трудовой деятельности, возрастной категории граждан – настоящее бедствие, сетуют эксперты. Будет расти число людей предпенсионного и пенсионного возраста, что увеличит нагрузку на государство в части обеспечения социальных обязательств (медобслуживание, пенсии и так далее).

Помимо прямого экономического ущерба из-за недополученной добавленной стоимости, налогов и потребительской активности, российская экономика теряет трудовой опыт, потому что часть знаний будет просто некому передать, – предупреждает Антон Быков.

Сейчас работодатели начинают больше обращать внимание на работников среднего возраста и старше, нанимая их на работу вместо молодежи, отмечает Иван Самойленко. Но в перспективе ближайшего десятилетия проблема усугубится, поскольку начнут выходить на пенсию те, кому сейчас 40-50 лет, а замены им, кроме мигрантов, не будет.

Едва ли сокращение численности молодых работников в России может дать что-то хорошее для граждан старшего возраста, полагает Антон Быков. Во-первых, это очевидно ухудшает устойчивость пенсионной системы, что в перспективе 5-10 лет будет вести к повышению пенсионного возраста, а во-вторых, граждане молодого возраста, как правило, претендуют на начальные трудовые позиции, с потенциалом карьерного роста, то есть, особого пересечения со старшим поколением у них нет.     

От программистов до строителей

По словам Антона Быкова, основной урон от сокращения молодых работников будет нанесен развитию как наиболее современных отраслей – IT, НИОКР, медицина, образование, предпринимательство, так и тем отраслям, где невозможно заменить ручной труд (например, строительство, начальные трудовые позиции на предприятиях обрабатывающего сектора и другие).

Уже в последние годы работодатели фиксируют сильный недостаток рабочих рук в ритейле, общепите, на транспорте, в сфере услуг, добавляет Иван Самойленко. За два года пандемии ситуация усугубилась тем, что мигранты массово уезжали в свои страны и не вернулись, потому что действуют противокоронавирусные ограничения. И программа привлечения мигрантов, которую инициируют различные российские ведомства (Минстрой, Минсельхоз) – это вынужденная мера, так как собственных работников уже давно в отдельных отраслях не хватает.