ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Минскнаш»: пойдет ли Москва на присоединение Белоруссии по крымскому сценарию

© Коллаж/Снег.TV

Откровенно неудачная попытка недоизбранного белорусского президента Александра Лукашенко переиграть оппозицию на улице ясно показала, что его уход — вопрос времени. Причем, похоже, теперь уже самого ближайшего: на штыках, как известно, долго не просидишь, а тот факт, что на широкую общественную поддержку Лукашенко рассчитывать уже не может, он сам продемонстрировал предельно наглядно. Судя по всему, сейчас решается вопрос о том, как именно уйдет предпоследний диктатор Европы. Американское агентство «Блумберг» уже сообщило о том, что люди из окружения белорусского президента связывались с чиновниками из Кремля по поводу возможности его бегства в Россию, если все зайдет совсем далеко.

«Вежливые люди» или вежливый отказ?

Сам Лукашенко дважды за последние два дня звонил российскому президенту, позабыв про антироссийскую риторику последних месяцев и отправив в Россию «бойцов ЧВК Вагнера», которыми так неловко  попользовался. Теперь у него снова «натовские войска гусеницами лязгают у наших ворот», и он внезапно вспомнил про соглашения с Россией, заключенные в рамках договора о коллективной безопасности. Разумеется, эти заявления вызвали сильное возбуждение как на Западе, так и в среде российских патриотов. Все ждут, что Россия вот-вот введет войска в Беларусь под благовидным предлогом. «…Пора уже вежливым людям навести порядок, конечно», — написала главред RT Маргарита Симоньян.

Однако в Кремле, похоже, взяли паузу на размышление: принять приглашение, практически открыто сделанное  Лукашенко, означает получить в придачу его антирейтинг. А это последнее, что сейчас нужно Москве, если она хочет сохранить Белоруссию в качестве союзника после ухода действующего президента. С другой стороны, удержать ее в своей орбите исключительно мирными средствами России будет очень проблематично.  Собственно, и сам союзный проект после ухода Лукашенко оказывается под большим вопросом.

Россия как образ будущего

В Москве сейчас в основном предпочитают думать о том, что население  Белоруссии в целом настроено пророссийски,  просто Лукашенко все испортил, неуклюже эксплуатируя тему интеграции, да еще под конец ударился в совершенно нелепую антироссийскую риторику, чем окончательно всех запутал. «Публичных пророссийских политиков мало, потому что они все дружественно или недружественно „поглощены“ Лукашенко», — объясняет политолог Сергей Марков. Однако такое убеждение может сыграть с Кремлем злую шутку. 

Нетрудно заметить, что до сих пор Москва стабильно проваливала все интеграционные проекты, начатые ею на постсоветском пространстве: все они оказывались либо весьма условны (как СНГ или ЕАЭС), либо держатся исключительно за счет открытой «покупки» союзников за счет ресурсов, как это происходило с Союзным государством. И это не происки геополитических противников, а системная проблема. России трудно предложить соседям интеграционный проект, который был бы им по-настоящему интересен, потому, что она сама по себе не представляет собой образ  будущего, к которому хотелось бы стремиться. В отличие от объединенной Европы или, на худой конец, китайского экономического чуда, каким бы спорным оно ни выглядело. Увидят ли белорусы смысл в том, чтобы, избавившись от Лукашенко, сменить его на Путина?

Возможно, что-то такое смутно чувствовал и сам Лукашенко, когда в своей предвыборной кампании делал ставку на антироссийскую риторику. После того как он уйдет, Москве придётся самой выяснять, насколько прочна социальная база интеграционного проекта и как далеко можно будет зайти в его продвижении.