ЖИЗНЬ НЕДВИЖИМОСТЬ

Россияне больше не хотят покупать квартиры

© Коллаж/Снег.TV

Российский рынок жилой недвижимости переживает настоящий обвал. По данным Росреестра, на которые ссылается ТАСС, за первое полугодие в стране зарегистрировано около 230 тыс. договоров участия в долевом строительстве жилья, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ни первичка, ни вторичка

Примечательно, что наибольшее падение продаж наметилось на вторичном рынке жилья. Там с января по июнь оформлено 1,36 млн сделок, что на 65% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На рынке новостроек в сегменте жилых и нежилых помещений в целом продажи сократились на 38% – с 444,5 тыс. ДДУ (договор долевого участия) в первом полугодии 2019 года до 276,4 тыс. в первом полугодии 2020-го.

Единственная область рынка, почти сохранившая прежние объемы – сделки с использованием ипотеки. По данным Росреестра, количество ипотечных сделок за полгода сократилось всего лишь на 4,7%.

Недвижимость и карантин

Первой, приходящей на ум причиной обвала рынка, является кризис, связанный с эпидемией коронавируса и вызванными ею карантинными мерами. Из-за пандемии множество потенциальных покупателей жилья не смогли совершить покупку непосредственно из-за ограничений, потери источника дохода, или (и это, пожалуй, главное) накрывшей общество неопределенности. До сих пор многие не уверены в том, не повторится ли вновь недавний локдаун, будут ли достаточными их будущие доходы, а также – насколько в новых обстоятельствах им будет нужно жилье, которое хотелось приобрести до кризиса.  

Рынок недвижимости переживает очень сложный период и падение очень существенное, – пояснил СНЕГ.TV генеральный директор ПАО «Городские Инновационные Технологии» Сергей Минко. – Прежде всего оно связано с тем, что люди испугались покупать недвижимость в ситуации неопределенности.

Впрочем, по мнению Минко, ситуация в скором времени изменится в положительную сторону.

Сейчас мы видим, что ограничения снимаются и рынок начинает восстанавливаться, – говорит он. – Более того, очень хорошо начала работать льготная ипотека – она действительно оживляет рынок. Я думаю, что отложенный спрос на покупку недвижимости реализуется уже осенью и по итогам года мы увидим гораздо более оптимистическую картину по цифрам, чем сейчас.

Тектонические изменения

Безусловно, по мере ослабления последствий коронакризиса, активность на рынке будет восстанавливаться. Но, как правильно заметил Сергей Минко, драйвером этого восстановления выступит прежде всего отложенный спрос. Что же касается продолжения прежнего жилищно-строительного бума, то с ним как раз все не так однозначно.

Не секрет, что главной идеей, движущей рынок в последние годы, был переезд значительной части жителей страны в Московский регион, и еще небольшое количество относительно благополучных мест. «Нерезиновая» прирастала невиданными темпами, тогда как огромное количество небольших городов и целых регионов демонстрировали устойчивый отток населения.

В свою очередь, сегодня мы переживаем не просто кризис, а смену социально-экономических сущностей. Этот процесс вяло и незаметно протекал на протяжении нескольких последних лет. Эпидемия коронавируса не только его ускорила, но похоже, что и полностью завершила. Пандемия поставила под вопрос целесообразность самой модели жизни миллионов людей, построенной на концентрации огромных человеческих ресурсов в пределах мегаполисов и агломераций.

Карантины и самоизоляции доказали, что большую часть работы, которой заняты в своих офисах жители мегаполисов, можно выполнять, что называется «на удаленке». Речь здесь идет не только о программистах, журналистах, архитекторах, и других обладателях творческих профессий, но и об инженерах, сотрудниках банков, государственных учреждений и других структур, не связанных с физическим производством товаров и услуг.

За время карантина, многие работодатели пришли к выводу, что даже при условии определенных вложений в создание удаленных рабочих мест, появляется возможность сокращения издержек за счет аренды или содержания офисных помещений, а зачастую и снижения зарплат сотрудников.

Это значит, что необходимость физической концентрации сотрудников в конкретных местах начнет сокращаться. А с ними, будет сокращаться и огромная когорта обслуживающего их персонала: водителей такси, работников сервисных служб, нянь, учителей, представителей сферы общественного питания, охранников, продавцов и т.п.

«Черные лебеди» уже в пути

Первым делом, под ударом окажется рынок офисной недвижимости, который будет видоизменен и переформатирован. Но это лишь первый акт новой постпандемийной реальности. Следующей жертвой нового мира скорее всего станут сами мегаполисы и городские агломерации, и Москва на очереди одна из первых.

Одним из первых, кто увидел такую угрозу, стал довольно «модный» сегодня во всем мире автор теории «черного лебедя», американский публицист, экономист и трейдер Нассим Талеб. В своем интервью РБК он спрогнозировал, что переход в онлайн довольно значительной части бизнеса по всему миру (для этого достаточно быть Капитаном Очевидность, а не Нассимом Талебом).

«Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше, и люди не будут ездить туда каждый день», — пояснил Талеб. Но это обстоятельство, по его мнению, довольно скоро «убьет мегаполисы», жизнь в которых сконцентрирована вокруг миллионов рабочих мест, сосредоточенных в огромных бизнес-центрах и технопарках. Значительную часть выполняемой там работы люди могут делать находясь у себя дома, причем не обязательно, в границах того самого мегаполиса. Все это неизбежно приведет к оттоку населения из столицы и крупных городов, где стоимость жизни неоправданно высока, а ее качество не всегда соответствует представлениям о нем. Следствие этого – сокращение спроса на недвижимость в мегаполисах и снижение цен на нее.

Конечно, этот процесс не будет носить сиюминутный характер, напротив, он затянется на годы и десятилетия, но в том, что он будет, и уже набирает обороты, остается все меньше сомнений.