ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Россияне боятся потерять работу, и не напрасно

© Коллаж/Снег.TV

Каждый третий россиянин опасается увольнения, 16% допускают, что это может произойти в ближайшее время, из них половина считает такую вероятность достаточно высокой. Но главное – люди бояться не столько самого факта потери работы, сколько того, что найти новую на прежних условиях в текущей экономический ситуации будет гораздо сложнее, чем раньше. Таковы данные опроса от фонда «Общественное мнение».

Только 22% респондентов уверены, что смогут за 2-3 месяца устроиться на другое место с теми же условиями труда и зарплатой – это самый низкий показатель с 2013 года. Примерно четверть опрошенных (24%) в этом сомневаются. В 2017 году соответствующее распределение было 34% к 17%.

Страхи россиян не напрасны. По данным HeadHunter, только в конце мая российские компании сократили около 20% сотрудников. Почти половина работодателей (45%) признались в том, что им пришлось увольнять работников (в конце апреля таких было лишь 20%). При этом некоторые фирмы планируют дальнейшее сокращение персонала в ближайшее время в среднем на 16%. Правда, доля тех, кто собирается расширить штат (в среднем на 10%), с апреля тоже заметно подросла – с 3 до 14%.

В начале июня специалисты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС выпустили исследование, согласно которому почти половина работающих россиян рискуют быть уволенными, отправится в вынужденный отпуск или столкнуться с уменьшением и задержками зарплаты. По их оценкам, 49,7% всех трудящихся в России заняты на рабочих местах, потенциально уязвимых к последствиям эпидемии – это почти 35 миллионов человек.

Еще не финал

Результаты этих опросов дают более детальные представления к официальным данным, которые публикует Росстат, отмечает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. По оценкам ведомства, уровень безработицы в мае вырос до 6,1%. В июне, по предварительным оценкам, она увеличилась до 6,3%. В последний раз выше 6% этот показатель забирался в марте 2012 года. В марте текущего года, к моменту прихода пандемии в Россию, безработица была на уровне 4,7%, в апреле – 5,8%.

Коронакризис привел к снижению экономической активности в России минимум на 20-30%. По статистике, во втором квартале 2020 года экономика страны рухнула на 10%. И это все говорит о том, что, скорее всего, пик банкротств и увольнений еще впереди, считает эксперт.

По его мнению, опасения россиян отражают ту неопределенность, в которой оказались и сотрудники, и сам бизнес в результате воздействия COVID-19 на рынок труда. Текущий кризис в очередной раз подсветил проблему выбора между занятостью и производительностью труда. Многие компании обнаружили, что можно спокойно отправить по домам две трети офиса, и при этом не сильно теряется управляемость и способность генерировать денежные потоки. Для тех, кто сейчас потеряет работу, это создает риск невозможности найти ее в будущем, даже когда экономика восстановится, предупреждает аналитик.

Дистанционная форма работы превратилась в некое серое поле, где человек должен трудиться чуть ли не круглосуточно. Но даже если сам работник к этому готов, у работодателя не складывается четкого представления о том, точно ли ему надо такое количество людей, как прежде. Очевидно, что кризис не имеет какого-то ярко выраженного отраслевого характера. По сути, целые профессии оказались как никогда близки к грани вымирания, – подчеркивает Ордов.

Практически весь коммерческий сектор очень сильно пострадал от кризиса, и восстановление пока идет крайне тяжело, напоминает он.

Тревоги и надежды

Текущая ситуация на рынке труда и пессимистичные настроения граждан не лучшим образом отражаются на экономике в целом. Потребительский спрос скакнул в первые недели после отмены самоизоляции, но затем замер, натолкнувшись на снижение доходов населения.

Правда, банки сейчас отчитываются о росте выдачи кредитов. Вполне возможно, мы в очередной раз этот отложенный спрос и выпадающие доходы граждан сможем покрыть кредитными ресурсами, но ситуация действительно тревожная, – говорит эксперт.

Когда 30% людей не уверены в завтрашнем дне, это диктует определенное потребительское поведение: люди сокращают расходы, тем самым отрицательно влияя и на экономику в целом.

Рост безработицы и неуверенности граждан в будущих доходах будет иметь достаточно долгосрочный характер, прогнозирует аналитик. Но есть надежда на положительные перемены в этой ситуации или, хотя бы, настроениях граждан уже к концу текущего года, если не случится второй волны пандемии, и мировая экономика встанет на путь восстановления.