Без рубрики

Мусорный налог: россиянам не отвертеться от нового побора

Свалка

Глава «Российского экологического оператора», которого в народе уже прозвали ГлавМусор, Денис Буцаев пожаловался: мол, если население еще как то удается заставить платить новый “мусорный налог”, то компании вообще распоясалась – 70% всех юридических лиц новый налог платить отказываются. А мусорщики, дескать, уже устали бегать и за директорами и уговаривать подписать договоры на вывоз мусора. Почему у юриков получается то, что не удается обычным гражданам?

«Физики» и «юрики»

На новую схему платы за вывоз мусора регионы России перешли с начала текущего года. Исключение было сделано только для Москвы и Санкт-Петербурга – население столиц решили по такому поводу зря не раздражать. Реформа заключалась в том, что в каждом регионе был создан специальный региональный мусорный оператор, было обещано строительство десятков экологически-чистых заводов по переработки мусора, в результате тарифы на вывоз отходов выросли в 10-20 раз. И вот, бедные, несчастные мусорщики, как оказалось, вместо просмотра каталогов с яхтами, теперь зубрят закон о банкротстве. В «группе риска» 30 из 220 операторов, работающих с ТКО. Если верить ГлавМусору, им просто нечем рассчитываться за вывоз мусора, задержки достигают полугода, кассовый разрыв у 9 из 10 компаний превышает 50 млн рублей. А все неплатежи – в основном со стороны юридических лиц. 

В отношении физических лиц мы видим улучшение ситуации. В отношении юридических лиц ничего не меняется, и это нас серьезно настораживает. За полгода ситуация в некоторых регионах ухудшилась, — отметил Буцаев.

Плакали, кололись, но платили

Население, действительно, продавили: плату за вывоз мусора пихают в любую платежку, которую может оплатить гражданин: за коммунальные услуги, за электричество. И если хоть один раз клиент, пусть и по ошибке, заплатил – он попался. Отправив платеж мусорщику он автоматически согласился с его договором-офертой и со всеми условиями. А эти условия у региональных операторов в основном простые: вы обязаны ежемесячно оплачивать вывоз мусора по текущим тарифам, а оператор вам ничего не должен. Ни оборудовать площадку для мусора, ни хоть как-то соблюдать график. При этом тарифы могут быть повышены в любой момент. Мусорная компания же ничего клиенту не должна. Никакой ответственности за невыполнение обязательств компании, согласно договорам, они не несут. Экологически-чистые мусороперерабатывающие заводы тоже, судя по всему, строить никто не собирается. 

Но так как мало кто из обычных граждан знает российское законодательство об оферте, и поэтому многие ворчат, но платят. Тем более, что если налог включен в платежку по ЖКХ, не платить они и не могут: ведь тогда автоматически появится задолженность по другим коммунальным услугам. Применяя этот нехитрый фокус, за полгода неплатежи населения уменьшились с 50% до 25-30%. Такую практику (включение платы за вывоз мусора в платежку ЖКХ) власти давно хотят узаконить.

А вот с юридическими лицами такой же фокус мусорщики проделать не могут.  Юрлица умеют читать договора, понимают мелкий шрифт и знают, что такое оферта. И кабальные договоры “вы нам платите, но без гарантий и обязанностей”, как ни странно, подписывать они отказываются.  А нет договора – нет и денег. 

Поэтому сейчас ГлавМусор лоббирует поправки, чтобы приравнять юрлиц к обычным физикам. И сделать автоматическим присоединение юридических лиц к договорам для того, чтобы региональные операторы по обращению с отходами, по выражению Бурцева, «не бегали за каждой компанией и не просили ее подписать договор». 

Если проблема будет на второй и третий годы, это будет говорить о том, что экономическая модель не работает. Тогда придется ее дорабатывать, — обещает Буцаев.

Что же, возможно, через два-три года в ГлавМусоре поймут, что важно не только собирать деньги за навязанные офертой услуги, но и нести за них ответственность, показывая реальные результаты: отсутствие дымящихся свалок, ухоженные площадки для сбора мусора и четкий график вывоза отходов. Тогда и будет за что платить. 

Добавить комментарий

Комментировать