ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Запрет на йогу в столичных СИЗО прокомментировал инструктор, проводивший занятия

В московских СИЗО заключенным запретили заниматься йогой из-за риска «развития гомосесуализма» и угрозы «бунтов». Это произошло после проверки Генпрокуратуры. Саму проверку ведомство инициировало по обращению сенатора Елены Мизулиной.

Как выяснил МК, в основу ее обращения лег документ профессора-богослова Александра Дворкина, считающегося главным в стране экспертом по сектантству. Неуместность йоги в тюрьмах и СИЗО он обосновал тем, что «позы йоги вызывают неконтролируемое сексуальное возбуждение, что приведет к гомосексуализму за решеткой».

Кроме того, так как йогой сейчас занимаются в основном осужденные отряда хозобслуги (а они готовят и разносят пищу по камерам), то заключенные массово будут отказываться брать баланду из рук геев, и это приведет к голодным тюремным бунтам по всей стране, заключил Дворкин.

Занятия действительно прекратились, подтвердил Снег.TV инструктор йоги Алексей Меркулов, который был одним из тех, кто проводил классы.

По его словам, заключенные узнали об этом в последний момент, когда их просто не вывели на занятия. «Они даже посылали дежурного по этажу, выяснить, почему их не выводят», – рассказывает Алексей.

Им ничего не объяснили. «Ну конечно. А как это можно объяснить», – говорит Меркулов.

При этом, по его словам, руководство ФСИН не причем. «Они пытаются всеми силами организовать этот процесс. На данный момент возникла эта прокурорская проверка. И поэтому занятия полностью прекратились», – говорит инструктор.

Выводы Дворкина о возникающем во время занятий йогой он называет, мягко говоря, необоснованными.

«Это конечно абсурд заявлять такое. Подобные заявления исходят от незнания предмета», – говорит Меркулов.

«Это перевернутая наизнанку правда, – продолжает он. – Действительно, взрослый человек, если он находится в состоянии воздержания, то у него, конечно, очень много невостребованной энергии, и сексуальной в том числе. И это нормально, естественно. И, собственно говоря, йога, что она делает, она помогает перенаправить эту энергию из области сексуальных каких-то ощущений в более возвышенные, тонкие состояния, когда человек перестает беспокоиться и стремиться к удовлетворению сексуальному, а наоборот включает в себе вот этих духовные качества – умиротворенность, принятие, терпение. Энергия одна, и в зависимости от того, куда мы ее направляем, такие качества и возникают».

Пассаж Дворкина о том, что на занятиях йоги людей вместо «ресоциализации» и «исправления» учат «смеяться над страхами всего мира» он списывает устаревшие и не работающие представления о том, как помочь людям поменяться.

«Некоторые считают, что страх – это такая необходимость для человека. Но это какая-то очень устаревшая концепция, которая на мой взгляд, не имеет ничего общего с христианством в целом и вообще с любой другой духовной традицией, – говорит Меркулов. – И вот пока все зиждется на страхе, в том числе наша система правосудия, наказания, это все абсолютно не работает», – говорит Меркулов.

«Людям создают очень сложные, практически невыносимые условия для жизни и надеются, что их исправит, – продолжает он. – Это приводит лишь к тому, что они становятся более озлобленными. Это приводит к внутренним травмам. И, конечно, человек должен это компенсировать. Неудивительно, что человек выходит (из мест заключения – Снег.TV) и возникают рецидивы».

В местах заключения люди постоянно находятся в состоянии стресса, продолжает он. «И, конечно, для организма, и физического, и ментального, это не нормально, что человек все время находится в стрессе, потому что это ведет к серьезным глубоким травмам. И душевным, и физическим», – говорит инструктор.

«Что делает йога? Она включает все механизмы организма, в том числе сознание, чтобы человек понимал, что он делает, что он творит, – говорит Меркулов. –  Чтобы он в итоге смог взять жизнь в свои руки и нес ответственность за себя и за свои поступки. На мой взгляд, это один из самых важных инструментов, тем более для людей, которые ошиблись, оказались в такой ситуации».

По его словам, после занятий люди начинают улыбаться, страхи действительно уходят, они начинают по-другому смотреть на жизнь и на свои поступки, в том числе и те, из-за которых они оказались в заключении.

При этом он подчеркивает, что «йога никаким образом не связана ни с какой религией».

«И философии в йоге даже никакой нету. Есть только одно – практика. Это действительно очень глубокая система всевозможных техник, которые пробуждают внутренние системы организма. Почему люди совершают ошибки, почему они нарушают закон? Потому что не понимают в целом, что творят. И так очень многие живут, не осознавая последствий своих поступков», – объясняет Меркулов.

«Мы использовали множество методик кундалини йоги. Это и физические упражнения, которые достаточно динамичные, в которых есть и дыхание, и ритм, и движения, и мантры. Это одна из наиболее актуальных для современного человека методик которая за короткий промежуток времени (1 час) приводит человека в нормальное состояние, избавляет от стресса, напряжения, помогает найти в себе источник энергии и какое-то внутренне равновесие», – объясняет инструктор.

По его словам, за 9 месяцев, что проводились занятия йогой, их посетили от 300 до 500 содержащихся под стражей. Причем, большинство занимались с таким энтузиазмом, который редко встретишь на свободе, отмечает он.

Инструкторы работали на общественных началах. Для одного из СИЗО Алексею даже пришлось купить 30 пледов.

«За то время, пока люди занимались, пока я там проводил занятия, я не видел ни одного человека, которому это было бы не нужно. Люди действительно готовы что-то делать, стараются, стремятся внутренне поменяться как-то. Многие говорили, что никаких подобных ощущений они не испытывали с момента заключения под стражу. Это удивительно. Такая отдача конечно вдохновляет», – говорит инструктор.

Он искренне убежден в том, что каждый заслуживает шанс на исправление, и что жестокость по отношению к оказавшимся за решеткой ведет лишь к большей жесткости.

«У меня спрашивают, а вот ты преподаешь в тюрьме. Вот эти люди, они значит, воры, мошенники, им только будет легче. Они будут сильнее. А я говорю, друзья мои, вы поймите, что там те же самые люди, что и везде. И всем нужна поддержка и помощь, и каждый может оступиться», – объясняет Меркулов.

По его словам, за время работы он встречал разных людей, в том числе и тех, кто оказался там «по странным обстоятельствам: «В Бутырке на занятия ходил заключенный из хозотряда – доцент биологического факультета МГУ, который был осужден за то, что выращивал марихуану во дворе дома. И вот он действительно занимался, и стремился измениться, понимал, что это необходимо. На самом деле таких там очень много таких людей. Реальной угрозы для общества они не несли и не несут. Они находятся в жутком состоянии стресса, и им нужно что-то с этим делать».

По его мнению, людьми должен управлять не страх, а сострадание. «И вы знаете, удивительным образом люди комментируют эти вещи в соцсетях, мол, да, так и надо с ними. И тогда же где эта христианская любовь? Где же действительно сострадание? Где оно? Вот оно должно начинаться у каждого в сердце. Пока мы к этому не придем, к пониманию того, что сострадание, а не страх должны быть во главе, будет продолжаться борьба, вот эта борьба с какими-то ветряными мельницами бесконечными».

«Тюрьма – это очень большой стресс»

«Сама по себе тюрьма – это очень большой стресс для обычного человека, если он не профессиональный преступник, – рассказал Снег.TV блогер Антон Мухачев, отсидевший 9 лет по обвинению в организации экстремистского сообщества. – Когда это стресс ежедневен, ежемесячен, а для некоторых ежегоден, люди ломаются психологически и, что хуже всего, у них проявляется огромное количество хронических заболеваний. Поэтому ни штатные психологи, ни врачи естественно никакой помощи оказать не могут, хотя во многих местах стараются».

«Как система с этим справится, с перекученностью, с огромным количеством людей рядом, с которыми ты может быть и за руку не здоровался, с какими-то может быть гигиеническими нормами, которые не нормы совершенно для обычного человека, который с воли попадает в тюрьму, йога как способ отвлечься очень хороша, – продолжает он. – Психологически и как дополнительные физические упражнения. Потому что конкретно в СИЗО со спортом большие проблемы, редко где есть какие-то спортзалы или предусмотрены спортивные уголки».

По его мнению, то, что йогой занимаются только заключенные хозблока объясняется чисто практическими причинами.

«Точно не знаю, как преподавалась йога в московских СИЗО. Но по опыту знаю, что те, кто сидят в следственном изоляторе, еще не осуждены, они арестанты. И по правилам внутреннего распорядка. Им не дают общаться с людьми из других камер. На прогулки выводят покамерно, в баню выводят покамерно. Очень редко, когда можно столкнуться с кем-то из соседней камеры. Это называется незаконная межкамерная связь. Она не поощряется и наказывается. Когда вы выводите кучу камер на одно групповое занятие это прямое нарушение. Думаю, именно поэтому для арестантов йога не предусмотрена. А хозблок это уже осужденные, которые проявили какие-то хорошие качества, остались работать в следственном изоляторе и им разрешают ходить на занятия йоги.

«Уверен, что рассказы про гомосексуализм и неадекватность это всего лишь повод для институтов РПЦ. Когда-то мне попалась брошюра Кураева (Андрея Кураева – прим. Снег. TV), в которой он крайне негативно писал о йоге как о философской системе, которая противопоставляется традиционным религиозным учениям. Он не говорил про упражнения, про психологический эффект, он говорил исключительно про философскую систему. Думаю, идея с запретом исходит от РПЦ и он направлен против философской системы или системы мировоззрения, которая, я уверен в СИЗО вообще не преподается. Там дай бог дать хоть несколько физических упражнений, чтобы арестант или осужденный запомнил и где-то занимался».

«Я начал заниматься йогой на первом же году ареста. Мне подсказали мои сокамерники-китайцы. Я увлекся книгами, занимался ею все последующие 8 лет, и продолжил после освобождения. Не знаю за счет этого или нет, но за 9 лет я ни разу ничем не болел, даже простудой. Уверен, что физические упражнения йогой повышают иммунитет, а иммунитет в тюрьме это очень важная составляющая. От ослабления его происходят все болезни. Потому что любой психологический прием йоги – это спокойствие. Спокойствие – это сопротивляемость стрессу. Нет стресса, имунная система не ослабляется, отсюда возможность контролировать собственные заболевания. Плюс спорт, которого там не хватает».

1 комментарий

Комментировать

  • Этот поп не только эксперт по сектантству, но и как видно, имеет большой опыт сексуальных возбуждений, в частности от занятий ёгой(ё=йо) и, поскольку православным иереям не возбраняется общение с женщиной, другими способами(католики, судя по всему, более склонны к одинаковополым “возбуждениям”…). Что-то слишком широко распространяет церковь руки свои в дела человеческие?! Не укоротить ли!? Почему государство так легко отдает свои права и функции в чужие руки?! Не потому ли что религия – “опиум”, а одурманенными легче управлять как хочется!! О-БАЛ-ВА-НИ-ВА-Н-И-Е по всем линиям: печать, телевидение, религия… И вообще, чем они хотят заменить ёгу в местах ИН? Не собственными ли проповедями насквозь лицемерными?! Или может читать до одурения “Отче наш” или что-нибудь в этом роде?!