ЗНАНИЯ ИСТОРИЯ

Женское начало положило конец Российской Империи

Международный женский день сегодня укладывается в несколько праздничных стереотипов: толпы мужчин с букетами мимоз и тюльпанов, церемониально-показательное участие представителей сильного пола в «женских» домашних делах, семейные посиделки в кафе и «корпоративы» с сотрудниками.

Сто лет назад «Цеткин день» ещё не «вошёл в моду» и проходил совсем иначе: без выше перечисленных атрибутов, подарков и высокопарных поздравлений. Более того, отметив в 1917 году свой праздник, русские дамы буквально дали старт февральской революции. Кто они были? Представители бедноты: работницы заводов и домохозяйки.

«Цеткин день»
© wikimedia.org

«Откуда они узнали про праздник, который тогда не был ни официальным, ни широко известным? Это результат социал-демократической и эсеровской агитации», — рассказывает главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Шубин.

По словам ученого, это был праздник, придуманный социалистами Кларой Цеткин и Розой Люксембург.

«Социалисты регулярно распространяли листовки, вели агитацию по памятным датам, „красным дням календаря“, таким как, например, годовщина 9 января. Таким же поводом для революционной пропаганды стало и 8 марта», — пояснил Шубин.

При этом, главной причиной для выхода на улицу у женщин была не политика, а бедность.

«Если до этого социалисты „подносили спичку к стогу сена“, а он не разгорался, был сырой, то к 23 февраля стог высох. Ситуация стала взрывоопасной, и здесь очень страдали именно женщины», — говорит доктор исторических наук.

«Из-за дезорганизации транспорта и неспособности царской администрации справиться с социально-экономическими последствиями войны, в Санкт-Петербурге образовались „хвосты“ — очереди за хлебом, в которых женщины стояли иной раз и ночью», — объясняет Шубин.

Кризис, как видно, не только не кончается, а назревает. За январь вместо 1225 вагонов, потребованных по наряду уполномоченных по продовольствию города Петрограда, фактически получено было только 700 вагонов. По имеющимся сведениям на рельсах южных дорог и вообще земледельческой России стоит около 35000 вагонов, груженных хлебом,фрагмент статьи из «Русской воли» за 7 февраля 1917 года.

От «хлебного кризиса» страдали не все петербуржцы, но только представители бедноты. «Стояли-то за черным хлебом, белый хлеб — более дорогой — был. Черный хлеб не подвезли, и ответственный за это министр Риттих разводил руками и говорил: „Какая странная потребность в чёрном хлебе…“. У него-то на белый зарплаты хватало», — говорит историк.

10 февраля в центральных частях города хлебный кризис несколько ослабел, и черный хлеб выдавался всем желающим, но не свыше 1−2 фунтов на человека. В заречных же частях города и в рабочих кварталах население с раннего утра было занято поисками хлеба, которого в большинстве случаев не оказалось…, фрагмент статьи из газеты «День» за 11 февраля 1917 года.

Министр земледелия РИ Александр Риттих

Министр земледелия РИ Александр Риттих

«Это вызывало огромное раздражение у женщин, — говорит Шубин. — Когда социал-демократы (тут особенно знаменитой оказалась листовка межрайонцев) разъяснили, что причиной этих бедствий является бессмысленная война, которую ведет самодержавие, само самодержавие, которое довело народ до этого состояния, то люди согласились и пошли митинговать».

В итоге на улицы Петербурга вышли тысячи женщин. «Социалисты провели успешную агитацию на предприятиях с преимущественно с женским трудом, которые стали основным очагом выступлений на северной стороне Петрограда. Возмущенные женщины снимали с работы и мужчин с соседних заводов, от агитации сначала сдетонировали именно женщины», — рассказывает Шубин.

© wikimedia.org

«На южной стороне Петрограда была другая причина: массовое увольнение на Путиловском заводе. „Путиловцы“ также были раздражены и недовольны, и, когда узнали, что на севере волнения, тоже пошли в центр города. Огромные массы людей с севера и юга пошли к Невскому требовать хлеба, а затем уже заявили „долой самодержавие“, потому что левые активисты активно приняли в этом участие, и в ход пошли политические лозунги», — объясняет историк.

Таким образом требующие хлеба русские женщины стали детонатором февральской революции. Уже на следующий день — 24 февраля — главными участниками митингов, шествий и столкновений стали представители сильного пола. Спустя неделю — 15 марта по новому стилю — Николай второй отречётся от трона, дав старт новому витку событий.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Теги