ЗНАНИЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРА

Прощай, империя: Страна восходящего солнца вступает в новую эру

© Коллаж/Снег.TV

Процесс отречения 125-го императора Японии Акихито продолжается. В первый день апреля кабинет министров огласил название новой эры, которая наступит с воцарением его наследника Нарухито. Это будет эпоха «порядка и гармонии».

85-летний император Японии объявил о своем желании отречься от трона еще летом 2016 года. Идея повергла страну в шок. Дело в том, что последний раз император отрекался больше двухсот лет назад. С тех пор страна вестернизировалась, создала Конституцию, потом переписала ее после поражения во Второй мировой войне. И вот оказалось, что сегодня в Японии просто нет законов, по которым император может при жизни передать титул наследнику.

В Средние века процедура отречения со всеми ее ритуалами была хорошо известна. Сейчас приходится все выдумывать заново. Порядок молитв, церемоний и жертвоприношений в храмах разрабатывают ведущие умы Японии. Особую проблему представляет обстоятельство, на котором сами японцы стараются не акцентировать внимание. Дело в том, что его величество Акихито является живым богом и состоит в близких отношениях с богиней солнца Аматэрасу.

Затворники

Японцы верят, что первый император страны Дзимму был прапрапраправнуком богини солнца Аматэрасу. Он родился в VII веке до нашей эры, победил неких варваров и основал государство Ямато.

Современные историки считают все это чистым вымыслом. Первые императоры появились в Японии не раньше VI века нашей эры. Однако все они вели свое происхождение от Дзимму и Аматэрасу. При вступлении на трон они получали меч, зеркало и подвеску из яшмы, которые когда-то принадлежали богине солнца. В мае этого года данные артефакты будут вручены сыну нынешнего императора.

До сих пор главным элементом интронизации является момент, когда будущего императора оставляют одного в храмовом помещении. По легенде, там он соединяется с богиней солнца. Выходит он из храма уже не человеком, а богом.

Должность императора в Японии всегда была сугубо мирной. Он мог писать законы, однако практически никогда не накладывал наказаний. Его прерогативой были амнистии и награды. Японский император никогда не воевал. Вместо этого он в качестве живого бога  обеспечивал правильный ход времени и благополучие своей страны.

Для этого ему приходилось выполнять множество изнурительных ритуалов, заниматься астрологией, постоянно молиться и совершать сложные церемонии в храмах. Прибавьте к этому большой гарем и необходимость производить наследников, которые умирали просто в промышленных масштабах.

Вся реальная власть в Японии с XII века принадлежала сёгунам — верховным главнокомандующим. Они воевали, подавляли восстания, собирали налоги, осуществляли суд и расправу. Императоры с придворными жили в Киото, сёгуны и их администрация бакуфу — в Эдо. Финансировался двор из Эдо.

Отношения между императорами и сёгунами складывались по-разному. При втором сёгунате Муромати (XIV—XVI века) двор настолько обнищал, что практически все церемонии и ритуалы были забыты. Императоры вынуждены были подрабатывать, продавая свои автографы и образчики каллиграфии.

Начиная с XVII века, при Токугаве Иэясу и его наследниках, отношение сёгунов к императорам улучшилось. Двор в Киото стал получать приличные деньги. Были возрождены сложные старинные ритуалы.

Однако жизнь императора оставалась несладкой. Его тело считалось центром Японии, а значит, и всей Вселенной. Поэтому он должен был пребывать в священной неподвижности. Придворные дамы мыли, одевали, раздевали его. На всю жизнь ему было запрещено выходить из дворца. В случае паломничеств или ритуальных поездок его несли в паланкине. Ездить верхом императору тоже запрещалось.

На императора никому нельзя было смотреть. Тот, кто увидит императора, мог ослепнуть. А самого императора это сглазило бы. Поэтому, когда монарх выезжал, улицы пустели, а вдоль его пути протягивались длинные полотнища, закрывавшие паланкин от случайных взглядов.

Потомку богини солнца почему-то было запрещено находиться на солнце. От света его защищали огромным зонтом и соломенной шляпой с широкими полями.

Несколько раз в год император проходил ритуальные процедуры очищения. В это время он жил в специальном помещении и строго постился. Ему даже нельзя было произносить многие слова, считавшиеся «нечистыми». Вместо «смерть» император говорил «отдых», вместо «кровь» — «пот».

К этим основополагающим запретам добавлялись еще те, которые каждый день сочиняли придворные астрологи. Единственными развлечениями оставались сочинение стихов да любовные утехи с женами и фрейлинами. Неудивительно, что от такой жизни монархи с удовольствием отрекались. Из 125 японских императоров добровольно сложили свой сан больше половины — 66.

Порядок престолонаследования в таких случаях был чрезвычайно причудлив: трон могли передать и внуку, и дочери. Да-да, в Средние века профессия императора котировалась так низко, что трон часто занимали и женщины.

Лицом к народу

Все это средневековое безумие закончилось только в эпоху императора Мэйдзи (1852—1912). Японские патриоты видели в нем отца нации, который сможет выгнать из страны иностранцев, практически колонизировавших страну.

Молодой император действительно забрал себе все полномочия, разогнал сёгунат, стал главнокомандующим и наконец-то явил себя народу. При выходах к толпе он непременно устраивал раздачу сакэ и чрезвычайно понравился своим подданным.

А с иностранцами император выстроил деловые и взаимовыгодные отношения. Иностранные инвестиции и технологии за несколько десятилетий превратили отсталую страну в азиатского «тигра».

Еще ближе к народу стал внук Мэйдзи, император Хирохито. При нем Япония ввязалась во Вторую мировую войну, захватила несколько стран, установила жесточайший оккупационный режим, использовала химическое и бактериологическое оружие, устроила геноцид в Корее и Китае.

В итоге в августе 1945 года американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, а Красная армия полностью уничтожила Квантунскую армию. Стеснявшийся своего высокого и резкого голоса император Хирохито был вынужден впервые обратиться к народу по радио с признанием поражения в войне.

Сначала американцы хотели судить Хирохито как военного преступника. Но генерал Макартур сказал, что в таком случае японцы восстанут и ему понадобится миллионная армия, чтобы их усмирить. К тому же свержение императора привело бы к усилению леваков, а тут и СССР мог вмешаться…

В общем, оккупационные власти решили оставить Хирохито на троне. Взамен 1 января 1946 года он произнес речь, в которой отрекся от своего божественного статуса. Правда, сделал он это в таких изысканных выражениях, что толковать их можно было как угодно.

Сын Хирохито, 125-й император Акихито, при восхождении на престол в 1989 году провел полную церемонию интронизации. Она включала в себя и момент пребывания в храме наедине с богиней Аматэрасу. То есть явочным порядком японские императоры вновь отвоевали себе свой божественный статус.

Наши дни

Сегодня жизнь японского императора немногим легче, чем в Средневековье. За год он должен присутствовать более чем на двухстах церемониях и торжественных событиях. Потомок Аматэрасу по-прежнему осуществляет связь Японии с небесами и регулярно участвует в синтоистских обрядах. Плюс еще обычные для современных монархов обязанности выходить к народу, встречаться с дипломатами, произносить речи.

85-летний император Акихито давно страдает сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, он перенес несколько операций. Просьба отпустить его на покой и передать престол его сыну Нарухито выглядела совершенно понятной.

Однако закон о возможности прижизненной передачи титула японский парламент принял только в 2017 году. Весь 2018 год шли консультации о том, как правильно обставить процедуру отречения.

В конце концов договорились о том, что 1 апреля будет провозглашен девиз нового правления. «Порядок и гармония» — под таким лозунгом будет проходить правление Нарухито.

30 апреля император Акихито отречется от престола. 1 мая трон перейдет к его сыну Нарухито. Тот проделает все соответствующие ритуалы — гражданские и религиозные. Но окончательно императором Нарухито станет только в ноябре — после того, как отведает свежий рис урожая 2019 года.

В общем, процесс передачи трона растягивается практически на год. Казалось бы, к чему такие церемонии, если никакой реальной власти у императора Японии нет? Ему даже запрещено голосовать. Часто его называют «самым бесправным человеком Японии».

Однако, по-видимому, японцы до сих пор чувствуют сакральное значение своего монарха. Уж как только ни критиковали общество японские интеллектуалы 1960—70-х, но даже тогда фигура императора была для всех табу.

Все-таки от тысячелетнего наследия так просто не отмахнешься. Не обладая реальной властью, император Японии по-прежнему напрямую связывает японцев с бессмертными. Поэтому 1 мая 2019 года 59-летний принц Нарухито войдет в храм человеком, а выйдет оттуда — богом.