ЖИЗНЬ

Выборы, которые мы потеряли: о выборности власти скоро можно будет забыть

Если начал «рисовать» результаты выборов, остановиться будет трудно…

У нас был единый пакет поправок в Конституцию, 33 миллиона бюджетников, госмонополия в СМИ, ручные избирательные комиссии, фейковые наблюдатели от Общественной палаты и пирожки на участках по 10 рублей, – пошутил  в феврале экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Роман Юнеман. Не то чтобы это был необходимый запас для обеспечения итогов «общероссийского голосования». Но если начал рисовать результаты выборов, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало опасение — это электронное голосование. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем электронное голосование.

Вряд ли тогда сам Юнеман  догадывался, что его шутка окажется пророческой. Но, кажется, нам действительно придется пройти это до конца.

Выборов больше не будет

Пока россияне «загорают» на недокарантине, в Госдуме организовали и провели целую избирательную реформу. Выборы, которые объявят в сентябре (если, конечно, объявят) будут уже совсем не такими, к которым мы привыкли. Нас ждет досрочно-надомное голосование целыми деревнями и торговыми центрами, а также «волеизъявление» в режиме онлайн или, на худой конец, по почте. Кроме того, вводится запрет избираться для  осужденных по почти 50 статьям Уголовного Кодекса – в их числе такие «общественно-опасные» преступления, как  публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации  (проще говоря, «фейкньюс» – ч 2 ст.  207.2 УК), или неоднократное нарушение правил организации митингов.  (ч. 2 ст 212.1 УК) или  призывы к сепаратизму (ч. 2 ст. 280.1).

Вот  так вот ляпнешь что-нибудь про коронавирус, что не понравится прокуратуре – и все, прощай выборы на 8 лет. А еще депутаты фактически поставили крест на возможности сбора подписей кандидатами и партиями, которые не располагают так называемой «парламентской льготой». Потому  что по закону парламентские партии и набравшие на последних думских выборах хотя бы 3% голосов проходят регистрацию без сбора подписей, а вот остальные должны доказать, что пользуются поддержкой избирателей. Доказать это теперь будет очень непросто: количество допустимого брака в подписях сократили с 10% до 5%, а вот количество текста, в котором этот брак можно будет обнаружить, увеличили: избиратели должны будут теперь не только расписываться в подписных листах, но и собственноручно вносить свои данные.

Следите за руками

Примечательно, что все многообещающие нововведения были проведены через нижнюю палату парламента  в режиме спецоперации – практически тайком. Не было ни общественного обсуждения, ни даже отзывов на законопроекты заинтересованных ведомств. Да и законопроектов, практически, тоже не было. Все новеллы появились в качестве поправок к двум  уже принятым в первом чтении законопроектам, носившим довольно технический характер. В одном случае речь шла о корректировке одномандатных округов из-за изменения численности избирателей, во втором – о возможности сбора подписей в поддержку кандидатов через Госуслуги. Казалось бы, ничто не предвещало, а вот, как говорится, получите – распишитесь!

Но на  самом деле это достаточно распространенный прием, он применяется, когда власти пытаются избежать лишнего шума. Похожий трюк был проделан с «обнулением» президентского срока Путина. При подготовке поправок в Конституцию – со своей внезапной идеей Терешкова выступила непосредственно во время второго чтения законопроекта, изменения вносились чуть ли не с голоса.

И на этот раз нет никаких причин сомневаться: все проведенные  изменения избирательного законодательства  не случайны, а заранее продуманы и полностью соответствуют пожеланиям Кремля

Чтото пошло не так

С самого начала можно было ожидать, что квазиэлекторальные процедуры, придуманные де-факто для общенародного одобрения поправок в Конституцию (досрочно-надомное голосование или голосование онлайн), рано или поздно перекочуют в избирательное законодательство. Слишком уж они удобны для организаторов выборов и упрощают им жизнь. Однако, по идее, нововведения  нужно было хотя бы символически  «обкатать» на поправках,  а потом уже делать общим правилом. Но что-то в этом процессе пошло не так. Похоже, что власти готовят все нововведения уже к ближайшей избирательной кампании,  сжигая при этом все мосты.

Впрочем, вполне возможно проблема заключается не столько в Едином дне голосования, сколько в перспективе совмещения выборов и голосования по поправкам в Конституцию, которая с каждым новым  днем эпидемии делается все более реальной. Если еще в апреле возможной датой голосования по поправкам рассматривались 12 и 14 июня, то сейчас речь идет уже  о 24 июня и даже 8 июля https://ura.news/articles/1036280236.

Но, хотя эпидемии и приказано выйти на плато, она с этим  явно не спешит. Между тем, чем ближе мы подходим к Единому дню голосования в сентябре, тем сложнее будет объяснить отказ от совмещения двух кампаний.

Ирина Войцех

Последние статьи

Россияне продолжают залезать в долги, оплатить которые не в состоянии

По данным кредитного бюро «Эквифакс» в июне 2022 года российские банки выдали кредитов на 730 миллиардов рублей

2 года ago

Нужно ли бороться с крепчающим рублем?

В начале нынешней недели курс доллара на Московской бирже обвалился ниже уровня в 55 рублей,…

2 года ago

Китай и Индия массово скупают российскую нефть

В условиях фактического нефтяного эмбарго со стороны ЕС, Россия пытается перенаправить экспортные потоки черного золота…

2 года ago

Инфляция в США угрожает политическому будущему Байдена

В мае инфляция в США ускорилась до нового 40-летнего максимума, что является признаком ускорения ценового…

2 года ago

Киев рискует стать виновным в «зерновой катастрофе»

Турецкая сторона не оставляет попыток организовать вывоз экспортного украинского зерна из украинских же портов, что…

2 года ago

Ураган идет прямо на нас: Илон Маск заявил о предчувствии большого кризиса

Генеральный директор Tesla Илон Маск заявил о том, что испытывает «очень плохое предчувствие» по поводу перспектив экономики…

2 года ago