ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Диверсификация по-белорусски: Минск готов заменить российскую нефть российской нефтью

© Коллаж/Снег.TV

Беларусь активно диверсифицирует источники снабжения нефтью, избавляясь от российской монополии на своем рынке.

Концерн “Белнефтехим” заключил договоры с поставщиками из Азербайджана, Норвегии и Саудовской Аравии. Следующим потенциальным поставщиком нефти могут стать США (через польский порт Гданьск).

Падение мировых цен на нефть позволяет Беларуси “походить по рынку” в поисках самых выгодных для себя предложений. Беларусь в мае снизит импорт нефти из России до 1,13 млн тонн (с 1,56 млн тонн в апреле).

Сейчас Россия поставляет в Белоруссию нефть, не облагая ее экспортной пошлиной. Это дает возможность Минску продавать часть объемов за рубеж, собирая пошлину уже в свой бюджет. Но к 2024 году экспортную пошлину в России планируют обнулить. В результате Белоруссия не сможет получать нефть со скидкой и перепродавать ее по мировой цене. Минск из-за этого потеряет около 10,5 миллиарда долларов в год. 

Эти разногласия очень трудно устранить из-за того, что у каждой из сторон — своя правда, полагают эксперты.

Попытки наладить поставки в Беларусь американской нефти очень рискованны, и Белнефтехиму надо очень тщательно продумывать условия контракта, чтобы не остаться на бобах, говорит экономический эксперт Антон Шабанов.

Это в большей степени не экономическое, а политическое решение. Потому что с учетом доставки американская нефть будет при прочих равных всегда дороже, чем любые поставки с пространства Евразии, – сказал он СНЕГ.TV.

Белорусы сейчас уже обкатывают технологию и экономику “экстракорпоральных” поставок нефти, заказав пробную партию у саудовцев. Такая поставка была согласована в апреле.

Но Саудовская Аравия дала “Белнефтехиму” хорошую скидку, и не факт, что “презентационные” условия останутся столь же шоколадными в случае регулярных поставок.

Если Минску удастся согласовать аналогичные условия с США, то поставки американской нефти будут экономически вполне обоснованными. Вопрос как раз в том, смогут ли белорусы себе такие условия выторговать у американцев, включая привлекательные для Минска неустойки, если американские нефтяники через какое-то время сочтут эти условия невыгодными для себя, – подчеркивает Шабанов.

Вероятность же того, что американцы могут через какое-то время передумать продавать нефть в Беларусь, достаточно высока, учитывая высокую и непредсказуемую волатильность цен на сырье. Сейчас США могут заключить контракт на заведомо не самых привлекательных для себя условиях исключительно для того, чтобы отключить Беларусь от российской нефти. Но когда клиент прочно “сядет на иглу”, американцы легко могут потребовать пересмотра условий поставок.

Это политика и еще раз политика. Потому что и с точки зрения цены, и с точки зрения инфраструктуры, российская нефть может идти в Беларусь как шла, здесь ничего не надо придумывать нового, городить какие-то огороды, – говорит эксперт.

Может оказаться так, что Белнефтехим намерен покупать нефть, которая будет американской только по бумагам, а физически ее добыча будет производиться гораздо ближе к потребителю, полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В нефтяной торговле распространена практика “свопов”, когда разные нефтедобывающие компании обмениваются партиями нефти, чтобы минимизировать логистические издержки. То есть на танкерах в каком-то пункте просто “меняют флаги”, а физически нефть никуда из них не перекачивается, – объяснил он СНЕГ.TV.

В теории, это может привести к анекдотической ситуации, когда американская (по бумагам) нефть будет поступать в Беларусь через тот же нефтепровод “Дружба” и физически она будет извлечена где-нибудь в российском Новом Уренгое.

Именно такой фокус “Белнефтехим” провел в январе, когда по бумагам им была закуплена партия нефти у французской Total, но физически ни один танкер к “берегам Беларуси” не пришел.

Total тогда поменялась нефтью с российской компанией: получила танкер российской нефти и продала его белорусам. Физически Минск получил все ту же российскую нефть, которую он мог бы без всяких сложных схем получить напрямую через “Дружбу”, даже намного дешевле – но тогда это не выглядело бы как столь желанная диверсификация, – говорит Юшков.

Несколько лет назад Беларусь пыталась покупать нефть в Венесуэле, но поставки тогда ограничились одним танкером. Но первая поставка стала и последней, потому что экономического смысла этот выпад тоже не имел никакого.