ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Мы ждем перемен»: россиянам надоел застой

© Коллаж/Снег.TV

Доля россиян, выступающих за решительные перемены в стране, выросла за два года с 42 до 59% . Таковы данные исследования Московского центра Карнеги и «Левада-центра» .

Не хотят никаких перемен только 8% опрошенных.

Из тех россиян, кто ждет перемен, главными тормозами их отсутствия респонденты видят бюрократический класс (69%), олигархию (67%) и лично президента Путина (25%).

Если же вычленить из данных социологов Москву, то в столице рейтинг Путина составляет всего 16%, а в затылок ему дышат Алексей Навальный и Геннадий Зюганов (по 10% каждый).

Не персонально, россияне ждут перемен в виде повышения зарплат и уровня жизни (24%) и смены верховной власти (13%). Однако лишь 9% опрошенных верят, что сменить власть удастся в результате выборов.

Обещать не значит жениться

Тем не менее, точно по тексту знаменитой песни Виктора Цоя, основная масса россиян перемен именно что ждет, но предпринимать что-то для этого самостоятельно не готова.

На это указывает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов.

Между протестными настроениями людей и их готовностью эти настроения отстаивать какими-то конкретными действиями – дистанция огромного размера,– сказал он СНЕГ.TV

Интересно, что в мае 2019 года опрос, проведенный компанией GfK, показал очень схожие цифры – хотя тот опрос касался исключительно материально-экономических ожиданий россиян.

Рост или затухание протестных настроений подвержены своего рода моде. И значительная часть обывателей принимает ту или иную модель поведения в зависимости оттого, как себя ведут соседи и знакомые – иными словами, большинство.

Но это большинство не проявляет никакого излишнего рвения. Поддержка власти или оппозиция там не выходит за рамки разговоров, причем в кругу “своих”. В конце концов, экономическая ситуация в стране если и меняется в худшую сторону, то не настолько резко, чтобы число людей, готовых лично участвовать в каких-то акциях, выросло,– говорит Шатилов.

Поддайте жару

Однако если число таких “диванных оппозиционеров” будет нарастать, они начнут “ткать” общенациональную протестную повестку, считает ветеран правозащитного движения Александр Подрабинек.

Сам факт того, что протесты вспыхивают то здесь, то там – это отражения общенационального неблагополучия. Но для того, чтобы они слились в какой-то общенациональный протест, должна возникнуть федеральная политическая сила, которой я на сегодня в России не вижу,– сказал он СНЕГ.TV.

При этом в условиях России протестная активность за пределами столиц гораздо опаснее для Кремля, чем любые митинги в Москве и Петербурге, считает он.

Жители столиц в каком-то смысле готовы “бузить” по любому поводуэто связано и с лучшей их осведомленностью в политике, и с лучшей самоорганизованностью. Поэтому на московские протесты власти смотрят в определенной мере как на неизбежное зло. А вот если “загорается” провинция – это уже знак того, что положение в стране становится действительно нетерпимым,– говорит Подрабинек.

Раздражение и как следствие – запрос на перемены – накапливается по всей России, подтверждает координатор “Левого фронта” Сергей Удальцов.

Мы видим, что местные и региональные чиновники годами не могут найти общий язык со своим населением, и повсеместно в итоге пытаются добиться своего, используя единственно понятный им инструмент силового продавливания или же игнорирования общественного мнения. В каждом регионе проблемы свои, но вместе взятые они, как мозаика из кусочков, создают общую картину непрофессионализма властей, их неумения управлять общественными процессами. Это накапливает раздражение людей по всей России, – сказал он СНЕГ.TV.

В Кремле к данным опроса отнеслись философски.

Желание перемен всегда присутствует в обществе, всегда имеются, как сторонники скачкообразных перемен, так и плавных, гармоничных, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

6 комментариев

Комментировать