ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Золотой «Суперджет»: пассажиров вынуждают переплачивать за билеты на SSJ100

© Коллаж/Снег.TV

Билеты на рейсы, которые выполняют самолеты SSJ-100, как правило на 20% дороже билетов на те же направления, но обслуживаемые лайнерами других типов, обнаружила ФАС.

По версии антимонопольной службы, это связано с тем, что авиакомпании-эксплуатанты перекладывают на кошелек пассажиров более высокие расходы на эксплуатацию российского самолета. По данным ФАС, эти расходы примерно в два раза выше, чем затраты на содержание зарубежных лайнеров при прочих равных условиях (7 руб. за кресло-километр против 4 руб).

Это связано с тем, что Superjet больше простаивает на земле в ожидании запчастей и ремонта, чем находится в воздухе (3,6 часов в сутки по сравнению с 10,5 часов у Boeing и Airbus).

Основной эксплуатант SSJ-100 – это “Аэрофлот”, который, пользуясь своим полугосударственным статусом и монопольным положением на некоторых направлениях, может не опасаться расследований ФАС.

“Аэрофлот” может назначать какие-угодно цены на билеты, потому что стоящее за ним государство угрохало такие деньги (и такие имиджевые вложения) в проект Superjet, что назад хода уже нет, объясняет эту ситуацию председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Ситуация с «Супердждетом» зашла так далеко, что выйти из нее можно только ценой огромных потерь — и репутационных, и финансовых. Я сомневаюсь, что руководство ОАК, ГСС и страны в целом готово пойти на такие потери,— сказал он.

По словам Смирнова, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) много лет сознательно вводило в заблуждение политическое руководство России, выбивая финансирование под проект, который якобы потеснит и Боинг, и Эйрбас и Эмбраер на мировых рынках.

«Суперджет» в результате стал стоить, как если бы он был сделан из золота. Но деньги на него все равно выделялись, потому что в ОАК обещали, что 85 процентов этих самолетов уйдут на мировой рынок. То есть у отвечающих за производство и маркетинг SSJ100 путь назад только один — в тюрьму. Поэтому биться за сохранение проекта они будут не считаясь с потерями, — считает эксперт.

В случае с «Суперджетом» финансовая и репутационная составляющая оказалась связана воедино. Играть в казино https://slotor.co.ua/ на реальные деньги И как видно из расследования ФАС, платить за престиж российского авиапрома предлагается российскому пассажиру (а кто-то ожидал, что интересы пассажира у авиакомпании находятся на первом месте?).

SSJ100 можно «впаривать» перевозчикам, которые зависят от государства. Я не думаю, что тот же «Аэрофлот» стал бы брать эти машины, если бы у руководства компании был выбор, – полагает Смирнов.

Эксплуатация этих лайнеров убыточна для авиакомпаний, в том числе и потому, что запчастей к ним не дождешься, а простой самолета для авиабизнеса равносилен чудовищным убыткам: самолет должен летать, а не стоять в ангаре.

Для авиакомпании намного важнее не сколько она заплатит одноразово за приобретение самолета, а во сколько выльется его эксплуатация за, к примеру, один год. Каков будет расход топлива, какая будет трудоемкость техобслуживания, ремонта, какой будет остаточная стоимость самолета после окончания периода активной эксплуатации, – соглашается глава аналитической службы «Авиапорт»  Олег Пантелеев.

Однако не имея свободы маневра, “Аэрофлот” не только возится с разорительными для него (читай – и для пассажиров) “Суперджетами”, а заказал еще и полсотни МС-21, которые пока существуют только в трех опытных экземплярах. И есть опасения, что эксплуатационная судьба МС-21 будет мало отличаться от судьбы их “старшего кузена” – но “Аэрофлот” (и государство в его лице) таким образом бросают вторую соломинку утопающему отечественному авиапрому.

При любом варианте затраты авиакомпаний возрастут — и оплачивать эти затраты будет, разумеется, пассажир, уверен авиационный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Андрей Крамаренко.

Недолгий опыт эксплуатации “Суперджета” показал, что мало сделать хорошую машину — надо еще создать глубоко эшелонированную систему обслуживания этой машины. В случае с “Сперджетом” это оказался полный провал, – подчеркнул он.

Официальный представитель “Аэрофлота” Максим Фетисов сказал СНЕГ.TV, что в авиакомпании комментировать письмо ФАС не желают.