ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Чернобыль 2.0? На Западе встревожены потерей связи со станциями ядерного мониторинга РФ

© Коллаж/Снег.TV

Российские станции на Чукотке и Алтае, входящие в международную систему мониторинга ядерных испытаний, пропали с радаров 13 августа.

Об этом с тревогой сообщили в комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ), пишет WSJ.

Издание связывает “исчезновение” этих двух станций с ядерным инцидентом в Белом море 8 августа. Но какая именно связь между этими событиями, WSJ не уточняет.

10 августа перестали передавать данные еще две российские станции – в подмосковной Дубне и Кирове.

Работа станций ядерного мониторинга заключается именно в том, чтобы извещать правительства стран- участниц ОДВЗЯИ о возможных попытках этот договор обойти, говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Игорь Коновалов.

Поэтому беспокойство ОДВЗЯИ вызвано тем, что раз российские станции внезапно “замолчали” – значит, у России есть, что скрывать, – сказал он СНЕГ.TV.

То, что четыре российские станции мониторинга перестали выходить на связь непосредственно после инцидента в Архангельской области, также навевает международных партнеров России по договору, что это – не случайное совпадение.

Их логика такова: раз после инцидента на испытаниях Россия перестала делиться информацией, к числу которой относится уровень радиационного фона – значит, у России есть что скрывать на этот счет, – предполагает эксперт.

Договор для того и был заключен, чтобы его участники беспокоились друг о друге, а значит – о себе, говорит  руководитель Центра прикладных политико-военных исследований Евгений Бужинский.

Сеть станций мониторинга – международная, ей управляет специальная структура ООН с центром в Вене, и национальные правительства не контролируют работу даже тех станций, которые размещены на их территориях, – сказал он СНЕГ.TV.

Поэтому обеспокоенность комиссии ОДВЗЯИ в данном случае совершенно понятна: ведь выход из строя (или отключение от международной сети мониторинга) нескольких станций создает дыры в системе мониторинга – даже если причиной стал технический сбой, а не преднамеренное желание скрыть какую-то информацию.

Вообще же, рассчитывать, что отключив несколько станций мониторинга, стране-участнице удастся какую-то информацию скрыть, не приходится: именно потому, что станции объединены в сеть, и данные мониторинга поступят в Вену от оставшихся работоспособными станций.