ЖИЗНЬ ОБРАЗОВАНИЕ

Российским школьникам хотят дать денег на обучение в элитных школах: почему эксперты не в восторге

© Коллаж/Снег.TV

Госдума обсуждает уже во втором чтении законопроект, который сделает частные школы более доступными для российских семей, не принадлежащих к клубу олигархов.

Законопроект вводит не существовавшие до сих пор «образовательные сертификаты». С их помощью каждая семья сможет распоряжаться, в какое образовательное учреждение — государственное или частное — пойдут деньги, которые по закону полагается на каждого школьника. 

Сейчас эти деньги “привязаны” не к ребенку, а к школе. Сегодня в Москве они составляют 125 тысяч рублей в год для учеников начальных классов, 140 тысяч — средних и 160 тысяч — старших.

В идее образовательного сертификата в том виде, как она сейчас озвучена, невооруженным глазом видны подводные камни, без устранения которых законопроект остается нежизнеспособным, полагает эксперт организации “Российским детям – доступное образование” Елена Шульгина.

Главное, что непонятно на данный момент – это как инициатива согласуется с Бюджетным Кодексом и Законом о всеобщем образовании? Ведь школы это муниципальные учреждения, финансируемые из бюджетов муниципалитетов. Не получится ли так, что родители скопом бросятся забирать эти сертификаты, оставив тем самым школы без финансирования? – сказала она СНЕГ.TV.

Гипотетически возможны ситуации, когда в какой-то школе сто процентов родителей решат “получить образовательные услуги деньгами”, и это приведет к ее закрытию.

Но куда в этом случае деваться тем детям, которым только предстоит пойти в 1 класс в эту школу (вернее, в то, что было школой)?

Возможно, угроза лишения финансирования и ухода с рынка образовательных услуг как раз и заставит коллективы средних школ стремиться к тому, чтобы качество обучения в них перестало быть тоже средним, и у родителей не было бы стимула забирать детей из ГБОУ, предполагает Шульгина.

Сейчас, имея гарантированное финансирование, школа не стремится улучшать качество образовательных услуг. Большинство школ дает рудиментарный, базовый уровень в рамках ФГОС. Угроза того, что родители уведут детей вместе с деньгами, может стать реальным стимулом к тому, чтобы ГБОУ повышали качество обучения, – говорит она.

Но даже если “образовательные сертификаты” в самом деле будут введены, сильно ли поможет это родителям, желающим дать своим детям качественное, а не массовое, образование?

Ведь, к примеру, себестоимость обучения в подмосковной школе для талантливых детей “Летово” составляет 125 тысяч рублей в месяц. Стоимость же обучения в московской билингвальной “Антишколе” вообще объявляется в 50 тысяч рублей в сутки (если только на сайт этого частного учебного заведения не закралась опечатка в виде нескольких лишних нолей) .

Создается впечатление, что авторы законопроекта (или те, кто его неправильно трактует) не в курсе того, что стоимости такого сертификата хватит в лучшем случае на несколько месяцев обучения ребенка в частной школе, указывает эксперт Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Марина Пинская.

Образовательный сертификат никоим образом не является способом “перекачивания” школьников из государственных школ в частные – в денежном смысле это капля в море. А вот на что эта инициатива точно повлияет – так это на увеличение конкуренции между ГБОУ, потому что там этот сертификат окажется как раз очень сподручным, – сказала она СНЕГ.TV.

Хотя теоретически подобная конкуренция может оказать позитивное воздействие на качество обучения в школах, у этой медали есть и оборотная сторона.

Есть вероятность, что начнется массовый исход школьников из средненьких учреждений в школы, условно говоря, первой сотни по региону. В итоге мы получим переполненные классы, очереди на поступление, а возможно, и попытки кого-то из родителей проскочить вне очереди, что порождает коррупциогенные риски, – говорит Пинская.

В любом случае, в ближайшее время образовательные сертификаты вводиться не будут. Как прописано в поправках ко второму чтению, регионы получат право на введение этого финансового инструмента к 2024 году. И разработчики закона надеются до того времени отработать все сложные моменты.

Теги